Режиссёр «Головой о стену» и «Золотой перчатки» Фатих Акин возвращается с криминальной драмой.
В 1979 году после Исламской революции в Иране маленький Гивар (Сафуан Бельхадж), его играющая на гобое мама (Мона Пирзад) и папа-дирижёр (Кардо Раззази) были вынуждены бежать из страны. После нескольких лет в сирийской тюрьме курдская семья добралась до Парижа, а затем и до Бонна. Папа быстро ушёл к другой, мама работала круглые сутки, а подросток Гивар (Илиес Моутаоккиль) получил воспитание на улице. Юный эмигрант (Эмилио Сакрайя) быстро начал торговать наркотиками и научился махать кулаками: поступив в консерваторию в Амстердаме, стремительно бросил учёбу, в Германии ограбил машину перевозивших золото инкассаторов, сел в тюрьму, где записал дебютный рэп-альбом, и стал звездой.
Новый фильм Фатиха Акина не участвовал в крупнейших европейских киносмотрах, как предыдущие работы автора, а потому за пределами Германии прошёл достаточно незаметно. Премьера картины состоялась на Гамбургском фестивале, в городе, где родился и вырос постановщик, а затем «Золото Рейна» показали в Риме.
Начиная с дебютного и победившего на Берлинале «Головой о стену» Акин снимает кино о непростой жизни эмигрантов в Германии. Порой получаются трагикомедии, как «Душевная кухня», но чаще режиссёра интересуют криминальные истории, как «На пределе». В 2019-м автор несколько изменил вектор творчества и снял ретро-триллер о гамбургском маньяке Фрице Хонке «Золотая перчатка».
Новая картина также отталкивается от реальных событий. В основе «Золота Рейна» лежит автобиография гангста-рэпера Xatar (в переводе с курдского означает «опасный»). Трудно поверить, но фильм точно следует за извилистыми поворотами судьбы музыканта, а впоследствии продюсера и владельца звукозаписывающей компании. Xatar, конечно, совсем не Фриц Хонка, но персонаж неоднозначный, а потому любопытный.
«Золото Рейна» длится более двух часов, но из-за плотности событий смотрится на одном дыхании. На самом деле в картине Акина спрятано сразу несколько фильмов, которые плавно перетекают из одного в другой. Начинается кино как социальная драма о беженцах, пытающихся устроиться на новом месте. В Германии запускается история сурового взросления Гивара, который ходит на бокс, чтобы отвечать уличной шпане. Криминальная молодость не самого везучего и умного главного героя наполнена комедийными эпизодами в духе фильмов братьев Коэн. Но в итоге «Золото Рейна» трансформируется в байопик добившегося успеха музыканта, которому пришлось пройти множество испытаний и побывать не в одной передряге, чтобы обрести себя и встать на честный путь.
Отдельного упоминания заслуживает гомерически смешное и динамичное ограбление. За рулём не классические инкассаторы, а немцы за 50, которые перевозят коробки с драгоценным металлом, переплавленным в слитки из коронок умерших людей. Обстоятельства добавляют ситуации пикантности, но ещё веселее нападение горе-грабителей. Гивар и подельники-балбесы не с первого раза осуществляют задуманное, то упуская машину инкассаторов на трассе, то теряя в пробках. Операцию удаётся провернуть, только переодевшись в полицейских и с мигалками остановив водителей с ценным грузом на безлюдной дороге. Неуклюжий разбой происходит под песни и громкие возгласы — удалось ведь нагнуть систему. Но ненадолго.
Акин не идеализирует главного героя, но относится к Гивару с симпатией, оправдывая сомнительные поступки. Изначально беженцу-курду на руки были выданы карты без козырей. Гивар всегда был целеустремлён и мечтал о музыке, но хотел всего и сразу, действовал инфантильно, эгоистично, влипал в неприятности и подводил близких. Акин показывает страдания и матери, и младшей сестры, и будущей жены преступника-музыканта. Но, кажется, постановщику всё равно близок действующий герой, не сидящий на месте, не ждущий годами шанса, который может никогда не выпасть.
«Золото Рейна» едва ли впечатляет свежими мыслями и необычным художественным языком. Среди всех проектов Акина байопик чуть ли не самый развлекательный и прямолинейный фильм. Режиссёр ступает на территорию ранних криминальных работ то ли Гая Ричи, то ли Мартина Скорсезе и рассказывает увлекательную и динамичную историю. «Золото Рейна» быстро забывается, но во время просмотра дарит удовольствие.