Джессика Честейн и Оскар Айзек сыграли супругов, пытающихся выбраться из затяжного семейного кризиса.
Старшекурсница берет интервью у вполне состоятельной американской пары — преподавателя философии Джонатана (Оскар Айзек) и технического руководителя Миры (Джессика Честейн): обоим чуть за 40, за спиной маленькая дочь Ава и десять лет брака. Нужно всего лишь рассказать, на чем все это время держатся их отношения. Судорожные попытки найти удачные аспекты их брака дают ровно противоположный результат — герои понимают, что в отношениях не все так уж гладко. После первого звоночка идут остальные — сначала друзья рассказывают, что перешли на открытые отношения, чтобы спасти затухающий брак; позже Мира признается в измене.
Трудно объяснить даже самому себе, зачем вообще нужен ремейк «Сцен супружеской жизни» — блистательно написанной и разыгранной, но не самой оригинальной в плане завязки истории о распаде семьи. Почти 50 лет проект Ингмара Бергмана (изначально мини-сериал, который позже перемонтировали в фильм) вдохновляет режиссеров на самостоятельное исследование института брака в кризисе: эти отголоски можно найти в творчестве Вуди Аллена, трилогии «Перед…» Ричарда Линклейтера, «Нелюбви» Андрея Звягинцева и недавней «Брачной истории» Ноа Баумбака. На HBO же решили особо не заморачиваться и просто неразрывно связали проект с Бергманом — здесь сохранены оригинальные названия мини-сериала, эпизодов и большинство сюжетных ходов. Вряд ли это сделано ради открытой конфронтации с оригиналом, но и не ради попытки нажиться на громком имени — очевидно, это не самый популярный и известный проект Бергмана.
Хоть какую-то логику можно будет найти, если взглянуть на мини-сериал под другим углом — через фильмографию автора, режиссера и сценариста ремейка, Хагая Леви. Когда-то он придумал сериал «В лечении» о сеансах психотерапии (позже HBO сняли ремейк «Пациенты») и «Любовников» — психологическую драму и триллер об адюльтере. В этом плане «Сцены из супружеской жизни» кажутся закономерным следующим шагом для Леви и симбиозом обоих его проектов: это тоже камерная, разыгранная двумя актерами история о кризисе в отношениях и портрет увядающей любви.
Как и в случае с любым ремейком, про мини-сериал стоит рассказать с двух позиций: для тех, кто видел оригинал, и тех, кто впервые познакомится с этой историей. Первые заметят, что новая версия очень близка к первоисточнику: здесь весьма мало попыток осовременить историю (не считая очень странное решение включать в эпизоды метасцены с оборудованной по всем ковидным ограничениям съемочной площадкой и подготовкой актеров) — конечно, здесь говорят и об однополых отношениях, и про измененные гендерные роли, зато, благо, в мини-сериале нет этого назойливого желания показать XXI век через социальные сети, гаджеты, технологии. Ключевые сюжетные изменения сводятся к смехотворно ленивой позиции поменять героев местами, то есть за все, что в оригинале делал герой, в ремейке отвечает героиня: теперь Она становится изменщицей и инициатором развода, а Он пытается любой ценой сохранить семью и переживает важный для сюжета кошмар об одиночестве.
Тех зрителей, которые впервые познакомятся с историей супругов в кризисе, стоит только поздравить: наверное, это лучший голливудский ремейк Бергмана, который можно себе представить. Новая версия оставляет клаустрофобную камерность происходящего с переизбытком крупных планов, расширяет историю благодаря дополнительным сюжетным подробностям (здесь меньше фиксации происходящего и больше попыток понять причины поведения супругов — на первый план выходят проблемы с родителями и религиозное воспитание), а главное, делает ее более доступной и эмоциональной. Получается такая выматывающая и удушающая психологическая мелодрама, почти целиком состоящая из театральных споров и обсуждений главных героев. И это в меньшей степени заслуга создателей мини-сериала, а в большей — актеров: мало того что Айзек и Честейн уже играли супругов в криминальной драме «Самый жестокий год» и обладают необходимой для истории экранной химией, но они еще и очень естественны в кадрах, когда дело доходит до нервных срывов, истерик и эротических сцен.
Остается верить, что «Сцены супружеской жизни» хорошо покажут себя и станут хитом HBO на уровне недавних «Мейр из Исттаун» и «Белого лотоса». Пока стриминги вкладывают сотни миллионов долларов, чтобы снять новую «Игру престолов» и расширить свои киновселенные на малых экранах, как-то сильнее хочется ценить именно такие проекты — отчасти вторичные, но амбициозные истории о чем-то повседневном, а не исключительном; о том, что может произойти с каждым из нас, а не только с избранными. С другой стороны, этих проблем нам хватает и в реальном мире. Куда от них убегать теперь?
Сериал будет доступен для просмотра на Амедиатеке c 13 сентября.