Оставленный без должного внимания новый проект британца Эндю Хэя («45 лет») с Колином Фарреллом в роли безжалостного гарпунщика-убийцы.
1859 год. Выгнанный с позором из британской армии хирург Патрик Самнер (Джек О'Коннелл) просит взять его медиком на китобойное судно «Доброволец» к капитану Браунли (Стивен Грэм), который планирует ради страховки разбить корабль о ледники и затопить его. На борту и без него хватает сомнительных ребят — чего только стоит гарпунщик Генри Дракс (Колин Фаррелл), медведеподобный и аморальный богатырь, который действует исключительно в угоду инстинктам, много пьёт и, кажется, постоянно думает либо об убийствах, либо о сексе. Пока все гадают, почему Патрик Самнер, человек с таким блестящим прошлым, оказался в компании отбросов, сам Самнер тратит запасы морфия и вспоминает службу в Индии.
Казалось бы, обычное дело: среди десятков новых сериалов всегда есть один, будто лишённый зрительского интереса и заслуживающий намного больше внимания. Удивляет здесь другое — таким недооцененным проектом оказался мини-сериал, который на бумаге выглядит как стопроцентный хит. «Северные воды» — это авторский проект Эндрю Хэя, одного из главных британских постановщиков прошлого десятилетия, который единолично выступил сценаристом и режиссёром всех пяти эпизодов; главные роли исполнили Джек О’Коннелл («От звонка до звонка», «Несломленный»), не нуждающийся в представлении Колин Фаррелл и вечно остающийся на вторых планах, но очень талантливый артист Стивен Грэм; наконец, один из главных электронщиков современности, Тим Хекер, написал к мини-сериалу саундтрек. Словом, куда ни ткни — попадёшь в звезду. Будь это полнометражный фильм, его бы только из-за имён считали одним из фаворитов сезона наград, но в формате мини-сериала «Северные воды» незаметно прошли не только в России, но и в США. О причинах такого невезения можно только гадать.
В комедийном сериале «Парки и зоны отдыха» суровый и ненавидящий метафоры Рон Свонсон утверждал, что любит роман Германа Мелвилла «Моби Дик»: вроде как это лишённое глупого символизма сказание о человеке, который ненавидит животное. Если рассуждать в том же ключе, то «Северные воды» — просто история о человеке, который ненавидит… человека. С одной стороны Самнер — чем-то травмированный и что-то скрывающий хирург, человек принципиальный, рассуждающий и наделённый моральным стержнем. С другой — Дракс, не привыкший обдумывать свои поступки и олицетворяющий всё животное и инстинктивное, что есть в человеке. Их долго развивающийся конфликт — это не типичная история о добре и зле, а более комплексное размышление о маскулинности, вере в Бога, классе и капитализме, которое не предлагает зрителю ни одной однозначной идеи по выбранным темам. Эти неопределённость и двусмысленность вкупе со спорным открытым финалом, скорее всего, поставят ждущего чёткости или артикулированных мыслей зрителя в тупик, хотя он всегда может неиронично рассматривать «Северные воды» в качестве той самой истории о человеческой ненависти и природе зла.
«Северные воды» — не самый удачный проект для бинджвотчинга: здесь всего пять часовых эпизодов, но они так набиты событиями, что при просмотре довольно быстро выматывают, но при этом нисколько не утомляют. Он начинается как обычный исторический сериал, потом уходит куда-то в сторону личной трагедии, запутанного детектива, драмы о выживании и напряжённого триллера, поэтому после просмотра интересно мысленно вернуться к стартовой точке и удивиться тому, как много событий и жанров уместилось в этих пяти часах. Пускай всё это по отдельности мы уже не раз видели, здесь комбинация знакомых частностей даёт достойный внимания результат: даже если вы начнёте смотреть «Северные воды» ради знакомых актёров, то после финальных титров будете вспоминать сериал из-за гнетущей атмосферы, экзистенциального ужаса и тотальной несправедливости происходящего.