Красивая адаптация легенд коренных народов Америки, выдвинутая на соискание премии «Оскар» от Венгрии.
Посреди плодотворной земли, которую с древнейших времен населяют народы доколумбовой Америки, стоит высокая гора с вершиной, скрытой в облаках. Для местных жителей она священна — именно здесь отдыхал Создатель после сотворения мира. Но для капиталистической машины каменная возвышенность — это всего лишь препятствие на пути к преобразованию природных ресурсов в деньги. Со дня на день гору должны снести, чтобы продолжить строительство нефтепровода. Против инвазивного вмешательства в жизнь индейских племен выступает небольшая команда молодых экоактивистов, не оставляющая попыток протянуть трубку мира суровым завоевателям.
За создание венгерского анимационного фильма «Четыре души Койота» отвечал художник и режиссер Арон Гаудер («Восточный парк»), с ранних лет занимающийся изучением мифов и легенд коренных народов Америки. Его соавтором стал венгерский сценарист Геза Беременьи («Дети славы», «Метео»). В 2023 году картина получила приз жюри Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси и была выдвинута на соискание «Оскара» от Венгрии. Сюжетная рамка — протест против строительства трубопровода — реальная история, происходившая совсем недавно в резервации Стэндинг-Рок.
Чтобы избежать вопросов о том, не является ли культурной апроприацией решение венгерского режиссера рассказать истории коренных американцев, Гаудер часто отмечает в интервью, что крайне уважительно отнесся к процессу: во время работы над мультфильмом он сотрудничал с консультантами-культурологами, представляющими некоторые коренные народы. Они не только помогли автору сделать историю более объемной, но и пролили свет на легенды, известные с детства, — оказывается, многие истории доходили до Гаудера измененными.
Как и ирландский мультипликатор Томм Мур («Легенда о волках», «Тайна Келлс»), Гаудер уверенно переплетает фольклор и современность, демонстрируя неразрывность времен — все, что кажется давно ушедшим, на деле является крепким фундаментом, благодаря которому нам все еще удается удерживаться на плаву, ведь забывший историю вынужден повторять ее. Гаудер собирает воедино несколько легенд и выбирает рассказчика в лице старейшины одного из индейских племен. В последнюю ночь перед уничтожением горы мудрец собирает у костра детей, внуков и протестующих. Он делится историями о сотворении мира, чтобы, возможно, отыскать в прошлом решение проблем настоящего.
«В начале была лишь пустота. Не было ничего, только мечта», — начинает рассказ вождь, перенося нас в исходную точку. Яркий калейдоскоп кадров в духе Гаспара Ноэ плавно перетекает в минималистичное изображение животного мира в стиле Чарли Харпера. Простейшие существа населяют бесконечный океан, в котором нет никого кроме Старца-Создателя и его младшего брата — селезня. Вместе им предстоит добыть со дна особую глину, из которой будет вылеплен континент и первые звери. Но главными персонажами фильма становятся не они, а антигерой-трикстер Койот, которого Старец случайно создает во сне после тяжелого процесса по заселению земли.
Согласно древним преданиям, Койот с четырьмя душами крадет у Создателя горсть священной глины для того, чтобы создать себе пищу — живых существ, которых он сможет убить и съесть. Именно Койот стоит во главе человеческого рода. Пока Старец восхищается силой буйвола и ловкостью лисы, Койот лепит мальчика Хоксила и девочку Уинчикалу. Антигерою не удается съесть малышей, но сам факт их существования становится причиной конфликта между двумя Создателями. Люди и Койот вносят смуту в гармонию первомира, и очень скоро все то, чего Старец пытался избежать (смерть, война, ссоры, голод), воплощается в жизнь.
«Четыре души Койота» — завораживающей красоты полотно, подходящее для зрителей любого возраста, за исключением разве что совсем юных любителей мультфильмов (некоторые сцены могут показаться чрезмерно жестокими, например, убийство зверей). С помощью 2D- и 3D-анимации и древних мифов Арон Гаудер обращает внимание на стремительно усугубляющиеся экологические проблемы, а значит, создает универсальную историю, в очередной раз подчеркивающую необходимость осознавать личную ответственность перед землей и поколениями, которым предстоит жить после нас.