Возможность справиться с комиксным талмудом за три часа для тех, кому лень читать.
Анимационное отделение Warner Bros. не дает «Хранителям» затвердеть в прошлом. Три месяца назад вышла первая часть адаптации от Брэндона Виетти, теперь выпустили и вторую – как ни старайся, а колосс Алана Мура достаточно непросто ужать в компактные полтора часа хронометража.
Мир на грани ядерной войны между США и СССР. Спасти его не в силах даже такие супергерои, как атомный сверхчеловек Доктор Манхэттен и психопат Комедиант, которые не раз помогали Америке. Неожиданно Комедианта убивают, и за дело берется Роршах — загадочный мститель в маске, предпочитающий работать самостоятельно. Он подозревает, что некто объявил охоту за коллегами и аккуратно их подчищает. Теперь Роршах должен воссоединиться со своими экс-товарищами – Ночной Совой и Шелковым Призраком, чтобы расследовать дело. Очень скоро герои приходят к пониманию, что за всем стоит амбициозный миллиардер Адриан Вейдт, также известный как Озимандиас, –– он придумывает безжалостный способ для человечества сплотиться перед лицом общего врага и тем самым предотвратить третью мировую войну.
Новая версия «Хранителей» уязвима для критики: ее целесообразность в целом достаточно сомнительна, поклонники графического романа не преминули назвать экранизацию грубым самоповтором, а сочетание рисованной анимации с компьютерными новшествами успело набить оскомину. Но есть те, кто относится к детищу лояльнее и просто ностальгирует, даже не по столь далеким временам, когда Зак Снайдер выпустил свою экранизацию «Хранителей».
Справедливости ради стоит отметить, что сдвоенный мультфильм получился куда ближе к роману Алана Мура и Дэйва Гиббонса, чем знаменитая киноверсия. Авторы поставили задачу оживить панели комикса 1986 года, используя современные технологии анимации. Но потянуться к полке и перечитать труд Мура кажется все еще более резонным решением, чем упереться глазами в мультфильм-адаптацию –– он скорее выполняет функцию быстрого пересказа для ленивых. Еще одно напоминание, что комиксы сродни большой литературе и для кого-то столь же необъятны и тотальны, как томик «Моби Дика» или «Войны и мира».
Если первая глава в жанровом смысле больше походила на нуар (Роршах расследует убийство Комедианта), то продолжение погружает в антураж апокалиптики. Ничто не может остановить конец света, кроме цинично спланированного спектакля, – так на сюжетную арену выходит Озимандиас, страдающий от комплекса бога. Важным отличием от снайдеровской версии является акцент на «Истории черной шхуны», которая не раз обрамляет главный сюжет, – расследование героев и поступь ядерной войны. Также раскрывается линия Шелкового Призрака и Ночной Совы – любовной парочки и супергеройского дуэта по совместительству. Как многие помнят, Снайдер поставил их эротическую сцену под трек Леонарда Коэна Hallelujah – эпизод, над которым многократно шутили и даже выкатывали претензии, что Снайдер обошелся с романтикой вульгарно (этот упрек можно применить и к фильму в целом). К счастью, в мультфильме этого нет и близко, как и характерного налета костюмированного гротеска, – проект Виетти почти полностью воздерживается от черного юмора.
Главный фокус сиквела – мегаломанские планы Озимандиаса по спасению человечества. Вместо колоритного Мэттью Гуда, с которым мы часто ассоциируем образ антагониста, мы довольствуемся голосом актера Троя Бейкера (он неоднократно озвучивал Джокера в анимационных проектах о Бэтмене и Джоэла в игре The Last of Us). На стилистическом уровне продолжение почти не отличается от находок первой части. Рисовка, контуры, движения, как бы броско и интересно ни выглядели в выбранном медиуме, достаточно быстро приедаются, а эффект новшества рассеивается.
Мультфильм по «Хранителям» по-прежнему кажется необязательным скольжением по истории, которую уже давно рассказали и которая не требует новых итераций. Пожалуй, с тех пор как вышла в свет графическая эпопея Мура – бессменного противника любых экранизаций. Новый пересказ ничего не добавил «Хранителям», но зато добавил Муру – как минимум новый источник раздражения и головной боли.