Экранизация одноименного фэнтезийного романа Кэрол Уилкинсон.
Действие мультфильма разворачивается в Китае в эпоху империи Хань. Закадровый голос сообщает зрителям, что раньше драконы и люди жили в мире, но со временем огромные ящеры оказались взаперти в клетках. Сирота по имени Пин попадает в дом к землевладельцу мастеру Лану и становится служанкой. О героине заботится пожилая женщина Лао Ма, а дружит Пин лишь с местным мышонком. Однажды девочка оказывается возле пленных драконов, которые открывают ей правду: сиротка — единственная, кто может спасти огнедышащих существ от вымирания.
Древний Китай, драконы, храбрая героиня — что могло пойти не так? Как оказалось, многое. Не спасает сюжет даже наличие фантастических существ, которые в последнее время пользуются особой популярностью в кинематографе. Драконы взмахивают крыльями в приквеле «Игры престолов» и всевозможных анимационных лентах — в 2022-м Netflix выпустил «Папин дракон», в том же году среди номинантов на «Оскар» была «Райя и последний дракон», а тремя годами ранее публика увидела третью часть франшизы «Как приручить дракона». В общем, могучие создания нынче повсюду.
Если в «Последнем драконе» красочные персонажи еще могут вызвать восторг как минимум у маленькой и неискушенной аудитории, то главная героиня едва ли способна покорить зрительские сердца. Сюжетная линия Пин вызывает множество вопросов: мы не видим, как маленькая девочка смиряется с ролью спасительницы драконов, — внутренние метания и принятие судьбы остаются за кадром. Сирота встает в один ряд со всеми «избранными», которые воплощают мессий и последний шанс человечества (в данном случае драконов). Сценаристы используют всем известный троп, который в «Последнем драконе» выглядит не беспроигрышной формулой, а избитым клише. Очевидно, что Пин должна была быть движущей силой повествования, но даже крошечный мышонок имеет более проработанную арку, чем его отважная подруга. Героиня-функция обретет таинственную силу, победит всех врагов и спасет несчастных созданий — все эти факты сложно назвать спойлером, предугадать сюжет от начала до конца можно с первых кадров. Но в то же время ругать легковесную картину за предсказуемость кажется делом неблагодарным. Разве не за комфортную шаблонность люди включают незатейливые мультфильмы?
На примере противостояния людей и драконов анимационная картина поднимает тему столкновения двух культур. Ненависть разрушает остатки человечности в душах жителей империи, а Пин воплощает собой храбрую и добрую героиню, которой по силам искоренить многолетнюю нетерпимость. Главным злодеем выступает Дяо — своего рода охотник на драконов. Мужчина сначала хотел использовать кровь изгнанных существ для излечения больной матери, а после жаждал обрести бессмертие — тоже, конечно, не без помощи гигантских ящеров.
Поскольку «Последний дракон» основан на детской книге писательницы Кэрол Уилкинсон, то напрашивается вывод, что у создателей ленты не получилось грамотно перенести текст на экраны и, вероятно, сохранить волшебство первоисточника. Иначе говоря, бесхитростное повествование вкупе с магическими элементами вряд ли обеспечит мультфильму место в списке зрительских фаворитов. Смотреть приключения Пин стоит разве что по большой любви к огнедышащим созданиям. Надо полагать, это далеко не последний мультфильм о последних драконах, которые нам доведется посмотреть в ближайшем будущем.