Хит китайского проката о потёмках в чужой душе накрывает зрителей по всему миру одеялом паранойи.
Хэ Фэй (Чжу Илун) и его жена Ли Муцзи (Кэй Хуан) отдыхают в одной из стран Юго-Восточной Азии. Приуроченный к годовщине свадьбы отпуск проходит в безмятежной обстановке семейного счастья, но однажды вечером Ли Муцзи исчезает. От женщины не осталось и следа, отчаявшийся муж ищет пропавшую везде, где можно и нельзя, но безуспешно. Спустя две недели, когда до конца действия визы остаётся всего несколько дней, проснувшись, он видит в своей постели незнакомую женщину (Дженис Мань). Та уверяет, что она и есть Ли Муцзи, его жена. Все фото и видеозаписи из отелей, магазинов и даже из телефона самого Хэ Фэя говорят о том, что так оно и есть. Но он точно знает, что видит девушку впервые.
Читая беглый пересказ завязки сюжета, невозможно представить и десятой доли тех виражей, что приготовили зрителям сценаристы. То, что звучит как параноидальный триллер в духе Дэвида Линча, по итогу оборачивается смесью нескольких картин другого Дэвида, Финчера. Только вот происходит всё где-то в Индокитае, а туда его герои пока не добирались.
При бюджете в 10 миллионов долларов в китайском прокате картина уже собрала в 50 раз больше и стала национальным хитом, что для мрачного триллера редкость, обычно такого значимого финансового успеха достигают или комедии, или военно-патриотические ленты. Кроме того, если верить слухам, то местами кинематограф прорвался с экранов в реальную жизнь — впечатлившиеся магией кино китайские девушки массово бросают парней на почве обострившейся после просмотра подозрительности по отношению к мужскому полу. Хотя вполне вероятно, что это лишь часть рекламной кампании.
Конечно, режиссёры (а здесь их двое — Цуй Жуй и Лю Сян) жульничают: рассказчик ненадёжен настолько, насколько это вообще возможно. Если что-то в сюжете отстраивается как железобетонная конструкция, то почти наверняка рано или поздно она обернётся картонной бутафорией. Тем удивительнее, что происходящее не скатывается в балаган, каждому повороту веришь как последнему. И это при том что в основе ленты лежит советская перестроечная комедия «Ловушка для одинокого мужчины» — сильно переиначенная, но тем не менее. Впрочем, и та картина не так проста — первоисточником была пьеса Роберта Тома, за которую вроде как пытался браться сам Альфред Хичкок, но что-то у американца не сложилось. Зато сложилось у русских и китайцев.
Не скатываясь в пошлость (плетущий паутину паучок был ненавязчиво показан всего один раз), авторам удаётся соорудить более чем достойное жанровое зрелище. Искусно переходя от текущего состояния дел героев к предысториям, постепенно закапываясь глубже и глубже, сценаристы создали две паутины: одну для протагониста, другую для зрителя. И если первая до поры незаметна, то вторая опутывает с первых же секунд. Вопросов море: «а кто эта девушка?», «а сошёл главный герой с ума или нет?», «а кто кому сильнее врёт?» – и все они хотя и невероятно занимательные, но ложные.
Несколько портит впечатление излишняя мелодраматичность, но, вероятно, к ней стоит относиться как к национальной кинематографической особенности, чему-то, что идёт по умолчанию. В последние минуты зрителю подсвечивают все тёмные места, при этом втискивая ещё один разворот за считаные секунды до финальных титров. Финт кажется чрезмерным, но так как это крайне незначительный отрезок хронометража, то и на общие ощущения от просмотра влияния он не оказывает.
Конечно, Цуй Жуй и Лю Сян — не второй и не третий Дэвид Финчер, тем более что первый жив-здоров и вот-вот представит зрителям новый фильм, но их «Исчезнувшая в звёздах» кажется как минимум на полголовы выше выпущенных в 2023 году представителей того же жанра из Западного полушария. В последний год в российских кинотеатрах прокатывается невиданное прежде количество фильмов из Поднебесной, все они как один проваливаются, поскольку рассчитаны на зрителя с, мягко сказать, совсем другим культурным бэкграундом, но именно «Исчезнувшая в звездах» может если не переломить общий тренд, то стать исключением из правила — картина более чем достойна не только локального, но и мирового успеха. И вполне возможно, что скоро она его добьётся — в то время как у нас лента выходит в прокат, в США и большей части Европы релиз выкупил Netflix.