
Многосерийный проект телеканала ТНТ, ориентированный… на кого?
Многосерийный проект телеканала ТНТ, ориентированный… на кого?
«Приличное общество вас погубит», — говорит герой комика Джеррода Кармайкла в новом фильме Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Авторы сериала «Бедные смеются, богатые плачут» предлагают в этом убедиться, помещая современную Золушку в эпицентр драмы, разворачивающейся в самом популярном месте российской элиты — на Рублевке.
Бариста Катя (Полина Денисова) узнает, что ее балующийся с криптовалютой братец попал в передрягу. Он передает через знакомую рюкзак и флешку с важными данными и просит девушку на время спрятаться. Судьба приводит Катю в особняк на Рублевке с внушительной охраной, в котором прямо сейчас проходит отбор новой прислуги — она без лишних сомнений устраивается туда горничной с проживанием и ждет новостей от брата. Тем временем в доме разгорается нешуточная драма: владелец (Александр Самойленко) приглашает двух бывших жен и всех детей, чтобы сообщить страшную новость.
Олигарх Сергей собирает родственников за столом и признается, что смертельно болен. Диагноз — рак легких, четвертая стадия. Жить осталось не больше шести месяцев. Самая циничная из жен, Евгения (Анна Снаткина), тут же восклицает: «Это что, нам тут полгода придется жить?» Самая мудрая (Алена Хмельницкая) молча просчитывает следующие ходы, а самая молодая (Серафима Соловьева) плачет. Сергей обещает справедливо разделить наследство между всеми, кто скрасит его последние дни. Тем временем управляющие закидываются корвалолом и закатывают рукава — им предстоит провести ближайшие несколько часов в кулуарах, объясняя новым поварам, официантам и горничным, как нужно себя вести в приличном обществе.
Начавшись как привычный российский ситком, «БСБП» неожиданно делает поворот на 180 градусов и добавляет в игровую комедию элементы реалити-шоу. В дело вступают непрофессиональные актеры, которые сами решают, как будут вести себя в кадре и каким образом решат прийти к цели. Все артисты, исполняющие роли прислуги, в жизни когда-то занимали похожие должности — были официантами, горничными, водителями и поварами. Креативные продюсеры сериала Наталия Вагонова и Сергей Куваев называют «БСБП» «абсолютно уникальным проектом, который совмещает в себе две части: художественную, которая прописана по всем правилам драматургии, и сериалити, где непрофессиональные актеры сами решают, как себя вести в той или иной ситуации».
Мысль о совмещении игрового и документального в телевизионном шоу звучит привлекательно, но, увы, остается таковой только на уровне идеи. На практике зрители едва ли смогут понять, что перед ними что-то оригинальное, — сцены с прислугой по форме и содержанию ничем не отличаются от сцен с профессиональными актерами. Да, герои редко пересекаются и практически не появляются в одной рамке кадра, но понять самостоятельно, что перед нами два разных мира (буквально — игровой и документальный), совершенно невозможно. Скорее всего, большая часть зрителей попросту посчитает артистов, исполняющих роли прислуги, не слишком хорошими актерами и вряд ли догадается, что на экране экспериментальный проект.
В «БСБП» есть интересные герои, о которых хотелось бы узнать больше, но их истории далеки от происходящего на Рублевке, поэтому неизвестно, будет ли им уделено достаточно времени (на данный момент сериал продолжает выходить и доступен не полностью). В настоящем Катя — милая Золушка, которая, несмотря ни на что, сохраняет веру в людей и продолжает сеять добро в этом прогнившем до основания месте. Но что мы знаем о ее прошлом, кроме отсутствия родителей и наличия брата? Такое же белое пятно проступает и в биографии водителя Артема (Саша Стоун), чья история с больной матерью и военным прошлым кажется намного более любопытной, чем бесконечные недовольные и полные зависти восклицания Евгении и шутки про сексуальную жизнь после 50.
Наблюдая за романтической линией горничной Кати и сына олигарха Миши (Михаил Сотников), невозможно не вспомнить об аргентинском телесериале «Дикий ангел» с Наталией Орейро и Факундо Арана, одном из самых популярных проектов 1990-х. Как и Милагрос, Катя не боится дерзить работодателям, предпочитает обуви на каблуке кроссовки, а платьям-мини — удобные брюки. Есть в сериале и другая похожая по характеру героиня — дочь Сергея и Евгении Оля (Ананке Арейру). Восемнадцатилетняя студентка недавно вернулась из Европы в Россию, терпеть не может сумки Биркин и брендовые платья, ведет стримы, носит блестки и цветные парики. У Оли тоже есть романтический интерес, который не одобряется обществом, — девушка заинтересовалась единственным живым человеком в окружении, водителем Артемом.
Любовные линии, может, и выглядят наивно, но в них все же есть своя прелесть — за отношениями героев Полины Денисовой, Михаила Сотникова, Саши Стоуна и Ананке Арейру следить интересно, в них меньше всего чувствуется фальшь. Чего, увы, нельзя сказать о прочих перипетиях, которым уделена большая часть хронометража. И тут мы подходим к главному вопросу: на кого ориентировано это шоу? Кому может быть интересно наблюдать за тем, как богатые хитрят и подставляют друг друга, чтобы отхватить больший кусок наследства? Ведь ситуации, в которых оказываются герои, даже не оригинальны и отсылают к многосерийным проектам нулевых вроде «Бедной Насти». Бедные сталкиваются с богатыми и учат уму-разуму нерадивых олигархов, богатые игнорируют всех и вся, любят и одновременно ненавидят бедных, совершают непростительные поступки и откупаются миллионами, потерю которых даже не замечают и т.д. и т.п. Доколе мы будем возвращаться в прошлое и дожимать из вчерашних хитов последние соки?
Конечно, если вы преодолеете порог в 10 эпизодов, то, вероятно, почувствуете заинтересованность. Что произойдет с героями дальше? Найдут ли они свое счастье? Воздастся ли циникам за их черствость, получит ли Золушка дворец? Но не обманывайте себя — «БСБП» манит глянцевым изображением, дарит беззлобное и незамысловатое шоу, но в качестве оплаты просит самое ценное — ваше время.
Время, которое вы можете потратить на что-то гораздо более достойное внимания.