Страх и одиночество в Гонконге.
В агонии всеобщей зрительской любви к трепетному дебюту Селин Сонг «Прошлые жизни» новый сериал Лулу Ванг «Экспаты» как будто немного затерялся — что само по себе удивительно, учитывая кастинг и большую маркетинговую кампанию. В свое время Ванг одной из первых в Голливуде затронула тему поиска национальной идентичности, которая сейчас прослеживается буквально в каждом втором азиатском фильме, будь то каннское «Возвращение в Сеул» Дэйви Чоу или оскароносный «Минари» Ли Айзека Чуна. Будучи уроженкой Пекина, Ванг провела большую часть осознанной жизни в Майами, в отрыве от исторической родины. Впоследствии опыт взросления в восточной диаспоре и поиски точек соприкосновения с китайской культурой послужили основой для трагикомедии «Прощание», за которую Ванг получила престижную кинопремию «Независимый дух» и, конечно же, признание коллег по индустрии. Новый проект постановщицы не заставил себя ждать — снятый в копродукции со стриминговым сервисом Amazon Prime Video мини-сериал «Экспаты» едва ли черпает вдохновение из прошлого Лулу Ванг, напротив, сюжет шоу выстроен вокруг богатых американцев, вынужденно проживающих в Гонконге.
Главная героиня — архитектор Маргарет (Николь Кидман) — вместе с мужем-бизнесменом Кларком (Брайан Ти) и тремя детьми переезжает из Нью-Йорка в Гонконг, где мучается от одиночества и отсутствия работы. В одном доме с Маргарет проживают ее школьная подруга Хиллари (Сарайю Блу) и ее муж Дэвид (Джек Хьюстон) — пара также переживает кризис из-за безуспешных попыток зачать ребенка. Однажды скучающая Маргарет знакомится с бездомной кореянкой Мерси (Джи-Юнг Йо), сбежавшей в Гонконг от деспотичной матери, и предлагает ей работу няни. Это на первый взгляд благородное решение приводит семью Маргарет к краху — в первый же вечер Мерси теряет ее младшего сына Гаса. И, несмотря на все усилия полиции, мальчика так и не удается найти. Произошедшее событие разрушает жизни сразу трех связанных друг с другом женщин, однако каждая находит свой собственный способ справляться с трагедией.
На протяжении шести долгих эпизодов — хронометраж предпоследней серии «Экспатов» переваливает за полтора часа, кажется, больше было только у «Игры престолов» — Лулу Ванг блуждает по людным улицам Гонконга, попеременно заглядывая в души персонажам, находящимся в состоянии бесконечного дурного сна. Сюжетный троп с поиском пропавшего ребенка в сериале — лишь удобный фон для раскрытия более сложного, надежно спрятанного от посторонних лиц конфликта, лежащего внутри менталитета и социального статуса главных героинь. Каждая из них — богатая госпожа Маргарет, беглая кореянка Мерси или отрекшаяся от родных корней индианка Хиллари — в том или ином смысле является заложницей системы, которая их породила, вырастила и наделила идентичностью. Каждая сталкивается с проблемой материнства и носит в себе тяжелый груз вины — и если Маргарет страдает из-за того, что не смогла стать «идеальным» родителем, то Хиллари не может простить себя за то, что вообще не хочет иметь детей. Женская тема в «Экспатах» перемежается с размышлениями о белом колониализме — в самом длинном эпизоде сериала Ванг без прикрас показывает, как простые жители Гонконга идут в добровольное рабство к зажиточным американским туристам, повторяя путь предков, которые так долго и рьяно боролись за право на свободу. При этом сама Ванг остается в этой истории лишь наблюдателем, осознанно отказываясь от какого-либо морализаторства, она оставляет за зрителями право самостоятельно оценивать происходящие события.
И, несмотря на все очарование полуденного Гонконга, ближе к середине сезона «Экспаты» превращаются в очередную историю на тему «богатые тоже плачут», снятую в необычных декорациях, красивых симметричных кадрах. Бесхитростные любовные интриги между основными персонажами, существующие только для того, чтобы вновь и вновь сталкивать их друг с другом в кадре, дают стойкое ощущение мыльной оперы, а неоправданная романтизация страданий наводит тоску. Едва ли проблема сценария лежит в плоскости Ванг — в конце концов из песни слова не выкинешь, а она занималась адаптацией оригинального романа, — однако существенное уменьшение хронометража сериала могло бы решить эту проблему. К финалу визуальное пиршество «Экспатов» улетучивается, а в сухом остатке остается лишь горстка несчастных людей, осознанно обрекающих себя на несчастье.
Героиня Николь Кидман для меня очень похожа на её же героиню из "Отыграть назад", та же встревоженная трагичность в глазах