Дворцовые интриги, история любви и приключения в костюмах начала XVIII века.
Император Пётр I (Александр Балуев) перед смертью ловит жену Екатерину (Агриппина Стеклова) на измене и переписывает завещание на любимую младшую дочь. Елизавета (Юлия Хлынина) к власти и ответственности не готова и отказывается от трона. Хитрые царедворцы Александр Данилович Меншиков (Виктор Раков) и Андрей Иванович Остерман (Алексей Агранович) возводят на престол Екатерину и убеждают в желании дочери стать императрицей. Другого претендента на корону России — малолетнего Петра II (Алексей Онежен) — продвигают князья Долгоруковы. Только молодые и храбрые пажи Семён Нарышкин (Денис Нурулин), Михаил Воронцов (Никита Григорьев) и Пётр Шувалов (Артём Ключников) отстаивают честь Елизаветы и пытаются возвести дочь Петра I на трон. А цесаревна напрасно доверяет любимому Александру Батурину (Кирилл Кузнецов), денщику почившего императора, ведущему двойную игру.
«Елизавета» продолжает исторический цикл сериалов о властителях России. Ранее на экран выходили «София», посвящённая судьбам Ивана Третьего и Софии Палеолог, «Грозный», «Годунов» и трилогия «Екатерина» об императрице Екатерине II. «Елизавета» рассказывает о загадочной странице истории — тайном завещании Петра I. Кому оставил престол монарх? Существовало ли волеизъявление вообще?
Сериал обращается с реальными событиями вольно, в приключенческо-романтическом ключе. Пока цесаревна отказывается выходить замуж за герцога Голштинского (Роман Васильев) и влюбляется в Батурина, вокруг возможной наследницы закручиваются дворцовые интриги. Седые и опытные товарищи Петра Великого сражаются за власть и не гнушаются самых решительных мер. Например, неугодную Елизавету пытаются отравить раствором белладонны. Царедворцы ловко переобуваются, заключают новые коалиции и делают ставки на вырвавшихся вперёд фаворитов в борьбе за главенство в стране. Интересно, что в «Елизавете» наследники рода Романовых показаны пешками в чужой игре. Малограмотная Екатерина охотно слушает добрые советы то Меншикова, то Остермана, Елизавета совершенно не думает о власти, а мечтает о свадьбе, Пётр II и вовсе появляется в кадре на несколько мгновений, но за его спиной стоят Долгоруковы, которые лучше робкого мальчика знают, как управлять Россией. Каждый из серых кардиналов прикрывает личные интересы пафосными речами о судьбе родины. Но, к счастью, в сериале думы о будущем страны поданы с иронией.
Все эпизоды поставил режиссёр Дмитрий Иосифов, ранее снимавший второй и третий сезоны «Екатерины». От «Грозного» или «Годунова» «Елизавету» отличает легкомысленная интонация повествования. Сериал опирается на факты, но отталкивается от них и отправляется в свободное романтическое плавание. Разговоры достопочтенных господ в костюмах прерываются на жуткие эпизоды времён начала XVIII века: Пётр I подаёт супруге к обеду голову камергера Виллема Монса (Сергей Друзьяк), с которым у Екатерины была интрижка, а интересующуюся химией и медициной княжну Прасковью Юсупову (Ангелина Поплавская) пажи называют колдуньей. Про браки по расчёту без согласия невесты лучше и не вспоминать.
Создатели сериала понимают, что невозможно кормить зрителя одними только пыльными кабинетами и старинными костюмами, поэтому значительная часть сцен разворачивается на натуре. Съёмки сериала проходили в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где сохранились здания петровской эпохи.
Все приключенческие эпизоды уготованы трём пажам — в мире «Елизаветы» молодым храбрецам отведены партии главных героев советских фильмов вроде «Трех мушкетёров» и «Гардемарины, вперёд». Романтические персонажи не только отстаивают честь страны, но и защищают прекрасную даму — Елизавету. Не перевелись ещё рыцари на земле русской! Пусть и только в исторических сериалах. К сожалению, авторы быстро ограничивают Елизавету архетипом влюблённой барышни. Мысли цесаревны посвящены одному Александру Батурину. А жаль, в первой серии интереснее всего наблюдать за своевольной, дерзкой и не вписывающейся в предложенные рамки дочерью Петра. Елизавета не боится надеть на бал мужской наряд, стремительно скачет на лошади, прогуливает занятия французским языком и хочет поступать по-своему. Возможно, ближе к концу сезона на экраны вернётся мятежная цесаревна.
«Елизавета» соответствует стандартам российских исторических телевизионных сериалов: роскошные костюмы, множество достойных отечественных актёров, громкие имена главных действующих лиц и полное отсутствие связи с сегодняшним днём. Сериал Дмитрия Иосифова — беспримесный приключенческий эскапизм, лишённый идеологических установок. Едва ли он способен заинтересовать новых зрителей, которые до этого не смотрели костюмные саги по телевидению. Для любителей жанра «Елизавета» станет достойным вечерним времяпрепровождением, а случайную аудиторию может подвигнуть на изучение петровской эпохи. История России — наука интересная и неоднозначная, так что простор для будущих проектов огромен.