В центре истории — судьба Елизаветы (Юлия Хлынина), дочери Петра I (Александр Балуев), ее превращение из веселой и беззаботной юной цесаревны в императрицу. Ей было всего шестнадцать, когда Петр решил оставить на нее созданную им огромную империю, но в первый раз полюбившая Елизавета оказалась не готова пожертвовать чувством ради власти.
Завещание отца она воспринимает как проклятие. Елизавета сразу же обретает врагов в лице самых влиятельных придворных — Остермана (Алексей Агранович) и Меншикова (Виктор Раков). И даже родная мать Екатерина (Агриппина Стеклова) видит в ней теперь только соперницу в борьбе за трон.
Так юная Елизавета против воли оказывается втянутой в водоворот дворцовых интриг, где, кажется, нет места ни родственным чувствам, ни простой человеческой привязанности…
Интересные факты
На роль Елизаветы было более пятидесяти претенденток. Однако на кастинге Юлия Хлынина покорила режиссера и продюсеров проекта буквально с первого взгляда.
Юлию Хлынину гримировали минимально: легкий макияж, распущенные волосы. Когда героиня немного повзрослела, образ дополнили накрученными локонами, более изысканными прическами, драгоценными камнями, кольцами и брошами. Для съемок были изготовлены четыре одинаковых парика с длинными медно-рыжими волосами, из которых делали разные прически.
Воссоздавая образы исторических персонажей, гримеры стремились добиться сходства с их изображениями на известных портретах. При этом от пластического грима создатели картины отказались.
В проекте было задействовано триста тридцать париков (для царских особ, придворных, дипломатов, музыкантов, гвардейцев, лакеев), около двухсот бород (для крестьян и других простолюдинов), а количество усов перевалило за четыреста. Специально для съемок была изготовлена гипсовая копия маски Петра I (слепок лица был сделан скульптором Карлом Растрелли еще при жизни царя).
Работа костюмеров в картине беспрецедентна. Более пятиста костюмов привезли из Испании и Италии. Большой команде художника по костюмам Светланы Москвиной надо было одеть буквально каждого персонажа в своей стилистике. Мастера вручную занимались отделкой, наносили вышивку, обшивали камнями, добавляли декор: бисер, бусы, блестки, кружево, рюши.
Для персонажей из высокой знати (царских особ и придворных) было заготовлено около шестиста костюмов: для Елизаветы — восемнадцать, для Екатерины — семь, для Петра Первого, Остермана, Меньшикова и других главных героев мужского пола сделали по четыре-пять смен одежды.
Чтобы воссоздать атмосферу восемнадцатого века, основным источником света в кадре были свечи. В одной из сцен в больших «дворцовых» залах одновременно горело триста свечей! Их зажигали и тушили между дублями четыре сотрудника. А для каждой смены было заготовлено около тысячи свечей.
Для проекта специально изготавливали гвардейское снаряжение: гренадерские каски, эмблемы, бляхи, знаки различия по оригиналам того времени. Мушкеты арендовали, шпаги делали на заказ, а кареты брали напрокат, искали в Санкт-Петербурге и в частных коллекциях. Тщательно продумывались и создавались копии писем исторических персонажей. К примеру, завещание Петра I было написано каллиграфами почерком императора и затем отпечатано в типографии.
Композитор Петр Фролов-Багреев стремился соединить в музыке к фильму две эпохи: современные ритмы, подчеркивающие динамику и развитие интриги, и барочную музыку восемнадцатого столетия. В съемках ассамблеи и пиров принимали участие артисты и музыканты театра Малый Трианон (Petit Trianon theatre) — уникального коллектива, работающего в эстетике барокко и рококо.
Проект снимали в Москве, Ростове, Санкт-Петербурге и окрестностях. Островки петровской эпохи нашли в Ораниенбауме, где дворец и парк сохранились практически в своем первозданном виде, в музеях-усадьбах Кусково и Царицыно. Натурные съемки проходили на берегу Финского залива и в городе Дзержинский. Исторические интерьеры снимали в здании дворца Юсуповых-Волковых (Москва) и в Санкт-Петербурге: в особняках Кельха и Половцова (ныне Дом архитектора), и в заброшенном дворце купцов Брусницыных на Васильевском острове. Декорации дворцовых интерьеров были построены в павильоне площадью тысяча квадратных метров в Долгопрудном. Там разместились личные покои Елизаветы, Екатерины I, Анны Иоанновны, кабинет и спальня Петра I, парадные залы, а также трактиры, камеры Петропавловки и многое другое.
Самым сложным для сценаристов было воссоздать устную речь персонажей. Потому что никаких свидетельств о том, как люди тогда говорили, нет вообще, и речь устная и письменная сильно различались. По-разному говорили люди разных сословий, официальный язык указов отличался от бытового. А надо было сделать так, чтобы все было понятно и чтобы зритель слышал живую, образную, богатую речь.
График выхода
Мы оперативно отслеживаем все изменения в графике выхода сериала, но не несем
ответственность за возможные внеплановые корректировки в нем со стороны телеканала или стриминг-платформы.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.