Интригующая антиутопия о будущем с искусственным интеллектом на страже порядка.
В 2009-м в Академию ФБР в Куантико поступают медсестра Эшли Поэт (Кейт Мара), адвокат Дэниел Ленникс (Брайан Дж. Смит), страховщик Тэйо Майклс (Брайан Тайри Генри), полицейский Мёрфи (Джейк Макдорман) и бежавшая с родителями из Ирана Ур Назари (Сепиде Моафи). Первокурсники проходят сложные физические и психологические испытания. В 2023-м опытные агенты расследуют масштабный заговор против ФБР. В 2034 году Тэйо давно руководит бюро и хочет переизбраться на престижную должность. Сокурсники Майклса привыкают к новым технологическим реалиям. Теперь с помощью искусственного интеллекта вычисляются потенциальные правонарушения и преступников наказывают за мысли. Конечно, жить в антиутопическом мире будущего несладко.
Шоураннером амбициозного проекта выступил Том Роб Смит — сценарист мини-сериала «Лондонский шпион» с Беном Уишоу и второго сезона «Американской истории преступлений», который был посвящён подробностям убийства Джанни Версаче. Помимо сотрудничества с Райаном Мёрфи, Смит известен как писатель. Например, перу автора принадлежит роман «Номер 44», по которому был снят одноимённый чудовищный триллер с Томом Харди, Нуми Рапас и Гари Олдманом. Тем не менее на Западе книги о расследованиях агента Министерства государственной безопасности СССР Льва Демидова популярны — кроме «Номера» 44 Смит опубликовал романы «Секретная речь» и «Агент 6».
«Класс’09» развивается в трёх временных пластах. Прошлое напоминает эпизоды «Молчания ягнят» с Клариссой Старлинг в Куантико, только в расширенном формате. Над находящимся не в лучшей форме Тайро подтрунивают атлеты-задиры, у Поэт и Ленникса начинается роман, сокурсники рассказывают о своём прошлом, в том числе о травмах детства. В настоящем Майклс вместе с напарницей Нуньес (Вивиана Чавез) выходят на вооружённых до зубов реднеков, готовых штурмовать ФБР, а Поэт после нескольких месяцев под прикрытием доказывает коррумпированность одного крупного полицейского отдела. В будущем Тайро не узнать — застёгнутый на все пуговицы кителя глава бюро напоминает Сталина или любого другого диктатора середины XX века. Майклс уверен, что единственный способ спасти человечество от самих себя — построить общество тотального контроля. Никто из сокурсников идею Тайро не поддерживает.
В двух первых интригующих эпизодах сценаристы оставляют в истории множество лакун, повествование разрознено, а аудитории остаётся только догадываться, какие события произошли в настоящем и прошлом, потому что в 2034-м мир проснулся в другой реальности. И, похоже, одним из создателей пугающей антиутопии стал Тайро Майклс. Амбициозный «Класс’09» требует от зрителей внимательного просмотра, иначе во взаимоотношениях персонажей разобраться невозможно. У кого-то был роман, другие поссорились десять лет назад, третьи обижены на вчерашних товарищей из-за мелочей.
Сериал подкупает полижанровостью. В 2009-м разворачивается социальная драма о налаживании контакта между потенциальными агентами. Инструкторы снова и снова напоминают, что, вполне возможно, сокурсникам придётся во время опасных заданий рисковать жизнью ради напарников. В 2023 году происходит несколько преступлений, которые потрясают общественность. Сценаристы дают возможность увидеть предпосылки трагедии и подробно показывают расследование. 2034-й напоминает то ли мрачный эпизод «Чёрного зеркала», то ли экранизацию ставших классикой «Мы» или «О дивный новый мир». Здание ФБР трансформировалось в огромную неприступную крепость, в интерьерах превалируют серые тона, а сокурсники подавлены. Каждый одинок и не знает, как остановить создателей, убивающих всё живое технологией. Как и положено в антиутопиях, вроде бы прогрессивная идея превращает жизнь людей в бесконечный кошмар.
Авторы едва ли смогут удивить новыми идеями, но и в прошлом, и в настоящем события развиваются стремительно. Сцены из 2034-го выпадают из динамичного темпа, но предупреждают о сюжетных поворотах в 2023 году или чуть позже. «Класс’09» в лучших проявлениях напоминает первый сезон «Настоящего детектива», а попытки зайти на территорию «Чёрного зеркала» Смиту и соавторам даются сложнее. Да и трудно современного зрителя напугать антиутопическим будущим — искусственный интеллект и так вот-вот оставит без работы миллионы людей, а в настоящем хватает ужасов. Всё самое страшное придумывать не надо.