Любовь и бессонница в ночном городе.
Лучший друзья — страдающий от агорафобии журналист Дэнни (Крэйг Робертс) и молодая мать-одиночка Лиза (Антония Томас) — каждую ночь встречаются в Facetime, чтобы поговорить о насущном и скоротать долгие часы бессонницы. Говорят, как правило, обо всем на свете: шутки о странных соседях сменяются периодами обоюдной саморефлексии и забавных воспоминаний из детства.
Британские ситкомы не самые частые гости на современных стримингах, несмотря на то что лучшие представители жанра — «Долбанутые», «Грех», «Магазинчик Блэка», «Дживс и Вустер» — никогда не уступали тому же «Офису», «Друзьям», «Сайнфелду» или «Как я встретил вашу маму» (первый, впрочем, сам по себе является ремейком одноимённого английского сериала, пусть и более популярным). Британский юмор достаточно специфичен, но именно он, как ни странно, всегда выделялся в потоке американских ситкомов-однодневок. То, что в Голливуде давно превратилось в конвейер, в Британии все еще является формой искусства: новый проект Apple TV+ «Неспящие» — очевидное тому подтверждение. Впрочем, у сериала есть все шансы так и остаться в статусе скрытого бриллианта осеннего сезона, по крайней мере для российской аудитории.
Сюжетная структура шоу проста и понятна: каждый эпизод стартует с нового звонка Дэнни и Лизы в Facetime, а заканчивается их обоюдным пожеланием спокойной ночи. Все самое интересное, как правило, происходит между этими двумя событиями и умещается в скромный двадцатиминутный хронометраж. Создатели «Неспящих» Стив Бердж и Натали Уолтер особо не размениваются на экспозицию, позволяя своим героям самостоятельно раскрыться в очередной задушевной беседе. Со временем их разговоры становятся все сложнее, а темы — интимнее. Шутки о потерянном кончике носа и пластилиновом бюсте Майкла Фассбендера перемежаются достаточно трогательными попытками друзей по-настоящему поддержать друг друга в трудную минуту: будь то первое свидание или нападение хулиганов в автобусе. При этом Бердж и Уолтер не страшатся зайти на территорию черного юмора, откровенно подтрунивая над агорафобией Дэнни и выстраивая вокруг нее десятки уморительных ситуаций, которые никак не обесценивают сам факт наличия ментальной проблемы, но в то же время снимают напряжение с достаточно непростой и местами табуированной темы. Сложно представить себе подобный уровень свободы в современных американских сериалах, однако «Неспящие» в этом плане тоже находятся в своего рода зоне вынужденного комфорта — в конце концов проект создавался под эгидой американского стриминга.
Отдельная услада для сердца — исполнители главных ролей Крэйг Робертс и Антония Томас. Первый последние четыре года находился по ту сторону камеры, снимая полнометражный режиссерский дебют в коллаборации с младшей сестрой Фиби Уоллер-Бридж. Вторая с момента ухода из «Отбросов» и вовсе не получала главных ролей, большую часть времени снимаясь в отдельных эпизодах сериалов («Голос перемен», «Хороший доктор»). Вместе они — два представителя одного и того же поколения английских актеров-миллениалов, которые даже при наличии пресловутой британской коммуналки никогда не появлялись в одном кадре. В «Неспящих» оба так или иначе вернулись в свои привычные амплуа: Робертс снова играет интеллектуального невротика, а Томас — добродушную красавицу в поисках надежного мужчины. Такие на первый взгляд абсолютно непохожие персонажи сходятся как два пазла, идеально дополняющие душевные пустоты друг друга. Противоположности притягиваются, а в случае «Неспящих» еще и страдают схожим типом бессонницы. Впрочем, тема хронической проблемы расслабления в сериале обыгрывается слабо и является не более чем причиной для сюжетной завязки.
Смотреть «Неспящих» нужно и можно по многим причинам: от большой любви к исполнителям главных ролей, пусть звезда их популярности и закатилась где-то в нулевых; желая уйти от бесконечно герметичных американских комедий или в стремлении подхватить новую волну ностальгии по хваленому британскому юмору — каждый волен выбрать свою. Одного хотелось бы точно — чтобы сериал, при всем своем остроумии и теплоте, все-таки смог достучаться до зрителей, чрезмерно искушенных другими, более популярными новинками.