Опять белогорцы оказались в Москве.
Ах, как хочется вернуться, ах, как хочется ворваться… в Белогорье! Волшебный край фольклорного сброда из русских народных сказок можно назвать, пожалуй, самой устойчивой поп-культурной вселенной в нашем отечестве. В 2021 году трилогия о становлении богатыря из Москвы Ивана завершилась на высокой ноте: жили они долго и счастливо, ошибки исправили, мед-пиво пили, по усам текло. В том, что продолжение однажды случится, сомнений не возникало, но с уходом студии-покровительницы «Последнего Богатыря» Disney из России препятствий стало больше. Пусть и без былой поддержки, бренд перебрался на малые экраны в соответствии с отлаженными алгоритмами Marvel и Star Wars (читай – Disney): размах, актерский состав и баснословные бюджеты прилагаются.
Судорожно вспоминать, чем закончился «Посланник тьмы», не придется: авторы заботливо приготовили для старых поклонников и новых зрителей краткий экскурс в события трех фильмов: никаких больше транзитов туда-обратно! Иван (Виктор Хориняк) безотлучно правит Белогорьем вместе с волшебником Белогором (Владислав Ветров) — горизонт чист, проблемы беспокоят разве что семейные. Старшая дочь Ивана и Василисы (Александра Урсуляк) Марья (Арина Рожкова) уродилась воительницей и унаследовала богатырскую силушку отцовскую, барышня страдает от неловкости и пылких чувств к Финисту Ясному Соколу (Кирилл Зайцев), которого пощадили прошедшие годы. Младшая Софья (Эвелина Мазурина) решила постигать азы колдовства и зельеварения, но пока не слишком преуспела в ремесле Бабы Яги (Елена Яковлева). Мир да покой прерывает визит Северина (Александр Устюгов) — еще одного могучего колдуна, который предрекает Белогорью опасность и призывает готовиться к обороне от беды. Триумвират просуществовал недолго: пробежала тень раздора, Северин новыми «коллегами» Иваном и Белогором остался крайне недоволен.
Ввиду катавасии после празднования юбилея Ивана приключения белогорцев раздробились надвое. Одни путники бродят по сказочному краю и ищут Кудыкину гору и прочие разномастные волшебные артефакты. Состав старой заслуженной гвардии сказочных камрадов — Колобка (озвучивает Гарик Харламов), Бабы Яги (то Волкова, то Юлия Пересильд), Водяного (Сергей Бурунов) — разбавляют новобранцы вроде Соловья-Разбойника (Александр Лыков) и Цвыря (Дмитрий Лысенков). В другой сюжетной ветке Софья оказывается в Москве: как мы и предсказывали в тексте о «Посланнике тьмы», скетчей о белогорцах в современном городе и правда хватило на целый сериал. Но, как и раньше, увы, далеко не каждый юмористический этюд срабатывает, хотя харизма Мазуриной, конечно, подкупает.
«Наследие», как и предыдущие полные метры, несомненно, обладает фольклорным обаянием, действительно внушительным продакшеном и общим залихватским настроением франшизы, которая окончательно стала похожа на «Шрека» (хоть сюжетную коллизию Белогора и Северина явно подглядели у Толкиена). Цепляют яркие краски, нарядные кокошники, эффектные бои, уже знакомые магические существа и новые гибриды человека и CGI (Цвырь!). Фэнтези-перипетии и очередной повод спасти мир и всех вокруг занимают не так сильно, как возможность вернуться в Белогорье, которое, так или иначе, стало ассоциироваться с новогодними праздниками. Но если сильно расслабиться, в обилии событий можно ненароком заблудиться. Ставка сделана на подросшую аудиторию первого фильма: теперь главные действующие лица — подростки, которые помимо масштабных заговоров сталкиваются с проблемами взросления и самоопределения, что сценарно шаг вполне оправданный. Общая семейная интонация тоже никуда не исчезла, но по первым двум сериям нет ощущения, что у платформы Start получилось создать новый народный хит из знакомых компонентов, который будет бить рекорды популярности, — скорее опциональное действо для тех, кто соскучился по старым друзьям из волшебного мира. Вселенная Белогорья, несомненно, может расширяться и дальше — рассказывать о заклинаниях Бабы Яги, или обучении магии, или о том, как Колобок ушел от зайца (мы все еще ждем приквел о Василисе!), — но всегда есть риск растерять волшебство.
Прокат седлают уже другие сказки: возможно, именно «Богатырь» открыл дверь во вселенную бесконечного эскапизма с Емелей на печи, Коньком-горбунком и прочими музыкантами из славного города Бремена. И, вероятно, именно ему уготована участь закрыть врата и научить поколение запоминать морали и не бояться реального мира.