![Okko](/themes/filmru_desk/img/okko/okko_bottom.png)
Сентиментальная детективная драма.
Утром 19 октября восьмилетний Аднан (Марли Норстад) направлялся в школу в Линчёпинге, когда на ребёнка напал с ножом неизвестный. На крики мальчика подбежала учительница шведского языка Гунилла (Анна Ацарате), преподававшая на курсах для мигрантов. Преступник зарезал двух жертв и скрылся. Свидетельницей жуткого двойного убийства стала Карин (Анника Халлин). Через несколько дней полиции удалось составить фоторобот злоумышленника. За расследование резонансного дела взялся следователь Джон (Питер Эггерс). Несмотря на сотни допросов и тщательный сбор улик, вычислить преступника не удалось. Всё изменилось лишь спустя 16 лет. Постаревший Джон услышал о новом удивительном методе и обратился за помощью к специалисту по генеалогии Перу (Маттиас Нордквист). Благодаря оставленному на месте преступления образцу ДНК убийцу удалось вычислить.
«Прорыв» основан на реальных событиях. В 2004 году в Линчёпинге действительно произошло двойное убийство, потрясшее всю страну. По брошенным на поимку преступника ресурсам расследование стало вторым за всю историю Швеции после убийства премьер-министра Улофа Пальме в 1986 году. В сериале изменены имена жертв, следователя и специалиста по генеалогии, но в остальном авторы точно передают правдивую историю. Преступника удалось найти благодаря методу сопоставления профиля ДНК с данными на сайтах генетической генеалогии, а также со взятыми у жителей Линчёпинга и окрестностей образцами. В 2016-м благодаря точно такой же процедуре в Штатах был пойман знаменитый «Убийца из Золотого штата» Джозеф ДеАнджело.
Все четыре эпизода тру-крайма сняла Лиза Сиве, прежде работавшая над «Мостом», «Модусом» и «Расскажи мне свои секреты». В основе сериала лежит нонфикшен Анны Бодин и Петера Шёлунда «Прорыв: как специалист по генеалогии раскрыл двойное убийство в Линчёпинге». Шёлунд непосредственно участвовал в расследовании и помог выйти на преступника.
Шведский мини-сериал заметно отличается от классических скандинавских нуаров вроде «Моста», «Убийства» или «Мистериума». В шоу нет харизматичного следователя, который раскрывает запутанные путешествия. Авторы с большим уважением относятся к жертвам и родственникам убитых, а потому не заигрывают с фактами и подходят к повествованию довольно осторожно. Одинаковое внимание уделено как следователю Джону, который из-за расследования потерял покой, развёлся с женой и мало общался с растущим сыном, так и маме с папой Аднана и мужу Гуниллы. Создатели снова и снова показывают, что родственники убитых не смогли двигаться дальше, заодно была разрушена и жизнь полицейского, который вёл дело. Все причастные к громкому преступлению потеряли покой на 16 лет.
«Прорыв» можно упрекать в повторении всех штампов жанра. Джон становится одержим поисками убийцы и забывает о собственной семье. Режиссёр показывает второстепенных персонажей, которые вроде бы не связаны с Аднаном и Гуниллой, и намекает на их возможную причастность к преступлению. Журналистка Стина (Юлия Спорре), гоняясь за сенсацией, не помогает расследованию, а лишь вредит правоохранителям. Сериал никак не назвать оригинальным — кажется, авторы пытались добавить повествованию эмоциональности и расширить второстепенные сюжетные линии, чтобы не свести историю к поимке убийце благодаря сопоставлению профиля ДНК с доступными данными. Факт совершенно удивительный, но в качестве новости, а не четырёхсерийного проекта.
Несмотря на вторичность, создателям удаётся заставить зрителей проникнуться трагедией родственников жертв и настырного честного следователя. «Прорыв», может быть, не впечатляет как детектив в чистом виде, зато удачно смотрится как психологическая драма об утрате и об одержимости поисками правды. Когда в финале убийцу всё-таки ловят, трудно не расчувствоваться. По накалу страстей и эмоциональному напряжению шведский сериал может поспорить с первым сезоном британского «Убийства на пляже», но по закрученности интриги далёк от проекта с Оливией Колман и Дэвидом Теннантом.
«Прорыв» — честный и подробный тру-крайм о расследовании шокирующего убийства в тихом городке, где о подобных кошмарах прежде смотрели по телевизору или слушали по радио. Сериал подкупает небольшим хронометражем, но любители кровавых проектов про маньяков едва ли останутся довольны — сюжет может показаться чересчур вегетарианским. С другой стороны, «Прорыв» удачно раскрывает весь ужас частной трагедии и рассказывает о невероятном труде следователя и специалиста по генеалогии. Шоу вселяет надежду, что любое преступление рано или поздно будет раскрыто — нужно только не сдаваться и следить за новыми технологиями.