Динамичная, но чересчур прямолинейная и сентиментальная комедия о борьбе с системой.
На окраине Смоленска раньше стояло село Занозино. Вокруг лес и разрушенная церковь, проживали в деревне в основном старики. Компания-застройщик во главе с хамоватым и наглым Робертом (Сергей Беляев) начинает возводить на месте села ЖК «Смоленская Бавария», предлагая обитателям деревни взамен однушки и двушки. Соглашаются все, кроме семьи Занозиных, чьи предки живут в окрестностях Смоленска много столетий. Спустя три года Занозины во главе с решительным дедом Захаром (Николай Добрынин) не сдаются и противостоят застройщику. Одинокий деревянный дом семейства окружён однотипными многоэтажками.
Режиссёрами проекта выступили Михаил Соловьёв («Улица» и «Семейка») и Алексей Татаренко, работавший над сценариями сериалов «Ивановы-Ивановы» и «Война семей». Создатели говорят, что вдохновлялись реальными историями из России, в которых хозяева домов сражались с застройщиками. Съёмки проходили в Москве и Люберцах.
Знакомьтесь с Занозиными: упёртый пенсионер дед Захар; два удивительно внешне похожих сына — бывший хирург Герман (Сергей Лавыгин), из-за превратностей судьбы развозящий еду из ресторанов, и экс-боксер, отсидевший два срока в тюрьме Витёк (снова Лавыгин); жена Витька Василиса (Александра Урсуляк), за время отсутствия мужа вступившая в отношения с Германом; внуки-школьники Богдан (Тимофей Елецкий) и Ева (Ева Смирнова). Несколько лет назад у Захара умерла любимая жена Рая (Надежда Маркина), но пенсионер до сих пор разговаривает с будто бы сидящей на лавочке перед домом супругой.
На самом деле среди Занозиных по-настоящему за избу посреди асфальтовых джунглей держится только дед. Захар то и дело возвращается в памяти к событиям 1941 года, когда в родную деревню пришли немцы. Глава семейства Занозиных тогда был мальчиком. Пенсионер уверен, что раз когда-то дед (Сергей Цепов) не отдал дом врагам, то и сейчас сдаваться нельзя. Роберт, с которым у Захара личная война, в телефоне у пожилого мужчины записан как «фашист». Сравнение пусть даже и алчных застройщиков с немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной как минимум натянутое. А во флешбэках в серых тонах — избитый приём для изображения прошлого — из зрителей раз за разом пытаются выбить слезу, показывая маленькие подвиги Занозиных. Дед с внучком подались в партизаны, так что характер у Захара закалён с малых лет.
В настоящем времени внутри фамилии разлад. Пока дедушка воюет с застройщиком, внуки устали от нищеты и издевательств в школе, а два брата делят одну женщину. Семья не показана в исключительно положительном ключе, это обычные, но обаятельные люди, которым в жизни не очень везло. Захар ставит принципы выше любых удобств, а потому отказывается слушать родных.
Занозины похожи на главных героев «Паразитов». Это тоже хитрое бедное семейство, которое пытается встроиться в недоброжелательную систему. Чтобы противостоять богачам со связями, приходится находить неординарные решения в сложных обстоятельствах. Работающая поварихой в школьной столовой Василиса ворует фарш для домашних котлеток, а Захар готов минировать поле перед домом, чтобы жилище не снесли тракторы и экскаваторы. Дед вообще похож то на Рэмбо, то на «Ворошиловского стрелка».
«Против всех» — остросоциальная комедия, в которой страшное классовое расслоение и бесправие показаны как данность. Честными способами отстоять частную собственность, если она приглянулась какому-то важному человеку, как в «Левиафане» Андрея Звягинцева, невозможно. Персонажи попадают в забавные обстоятельства, которые отвлекают от трагической ситуации в центре сюжета. Похоже, аудитория должна исключительно смеяться, а для сопереживания есть флешбэки с фашистами. Сериал вообще отличает лобовой подход к донесению нехитрых мыслей. Семья на первом месте, собственный дом лучше 30 квадратных метров в муравейнике, а принципы не продаются. Не всегда с ходу можно понять, как предложенные правила должны прикладываться к реальной жизни, но наблюдать за приключениями изворотливых Занозиных интересно. Нужно только не пытаться анализировать непростую ситуацию, а посмеиваться над отдельными эпизодами.