Стильный, но вторичный сериал, во всем проигрывающий экранизации 1985 года.
Магадан, 1979 год. В лесу находят расчлёненное тело без рук, ног и головы. На расследование из Москвы отправляют полковника Костенко (Владимир Вдовиченков), но его мысли заняты всем кроме работы: супруга подала на развод, и теперь меланхоличный сотрудник МУРа коротает поездки от места преступления к свидетелям, пафосно размышляя о семье и одиночестве. Витать в облаках мужчине мешает новый напарник-юнец Константин Тадава (Денис Нурулин): он с ходу предлагает несколько версий, а заодно хвалится образованием и знанием иностранных языков. Вскоре выясняется и имя убитого: жертва — крановщик золотого прииска Михаил Гончаров (Игорь Хрипунов), последний раз его видели в компании таксиста Григория Милинко (Алексей Гуськов). По неожиданному совпадению после инцидента водитель уволился и уехал на юг страны. А история его жизни корнями уходит в события Второй мировой войны, что усложняет поиск улик и опрос очевидцев.
Новая экранизация одноименного романа Юлиана Семенова была обречена еще до выхода. Тягаться с советской адаптацией 1985 года, крайне протестной и уникальной по стилю, — задача заведомо проигрышная. «Противостояние» Семёна Арановича и сейчас может предложить много открытий, как минимум невероятно мрачную детективную историю, поставленную по реальным событиям из 1960-х, а как максимум болезненную, честную и подцензурную критику позднесоветского строя. В середине 1980-х режиссёр-петербуржец использовал историю о поимке маньяка как обманчивый каркас для разоблачения социальных проблем. В стране все пропитано смертью и гниением: семьи разваливаются, улицы Магадана заполоняют зэки, экономика стремительно падает, а старые идеалы кажутся несбыточными мечтами на фоне новостных заголовков об убийствах и нищете.
В эрнстовском «Противостоянии» СССР больше напоминает синефильский трибьют: нуарный следователь в исполнении Вдовиченкова томно курит у серых многоэтажек, магаданские леса визуально напоминают болота Луизианы из «Настоящего детектива» — такие же бескрайние и хранящие уйму тайн и трагедий; а каждый кадр отдает клипмейкерством. На фоне других телевизионных сериалов новое шоу с обилием широкоугольных объективов и пышной цветокоррекцией, возможно, и правда выглядит эффектно, но после третьей серии эстетика начинает приедаться. А изящные операторские решения все чаще сменяются скучными восьмерками и статичными планами, чтобы за сюжетом можно было следить фоном, убирая квартиру.
Вопрос даже не в том, что может предложить новая адаптация трукрайм-романа, а в том, что авторам свежей экранизации можно и нельзя говорить с экранов. На самом деле действие разворачивается не в СССР, а в абстракции, вечном лимбе, где живут алкоголики-работяги, следователи с морщинистыми лбами и, конечно, убийцы. Если старое «Противостояние» не просто метило в нерв времени, а по-садистски резало его в каждой серии, то версия «Первого канала» старательно избегает всех неудобных разговоров. И о кризисе в стране, и о развале ценностей, и даже о том, как насилие пожирает душу и рождает монстров.
Аранович был настолько смел, что уже в 1980-х пытался погрузиться в психологию дезертиров времен Второй мировой, но партия внесла в монтаж некоторые коррективы. Новое же «Противостояние» выглядит так, словно авторы сразу обошлись без лишних комментариев со стороны бюрократов: хтонь они оставили, а вот причину мрака и безнадеги талантливо сгладили и убрали. Детектив в исполнении Басилашвили размышлял о развале институтов и либерализации. Следователь Вдовиченкова же тоскует по жене, чтобы прийти к неординарному выводу: семья, в общем-то, это хорошо, правильно и здорово. Мысль рискованная, сложно не согласиться.
Даже если рассматривать новое «Противостояние» как нуарный детектив, эдакую интригующую жанровую безделушку, зрителя ожидает разочарование. Сериал 1985 года очень осторожно выкладывал карты на стол: самого убийцу нам не показывали, но о его судьбе мы узнавали из черно-белых, еще более грязных по стилистике флешбэков. В софт-ребуте личность злодея раскрывается моментально, буквально в первые пять минут. Под песню «Все напоминает о тебе» персонаж Гуськова и его спутница рубят бедолагу топором и через пару минут страстно целуются — лучше показать аморальность антагониста, кажется, и нельзя. Впрочем, к актеру претензий нет: пускай сам Милинко (он же Кротов) — блеклая копия убийцы из старого сериала, но по уровню безумия в глазах и инфернальной энергетике актер приближается к Андрею Болтневу из классики Арановича.
Правда, когда Гуськов пропадает с экрана, зрители остаются наедине с избыточной детективной линией: в первых двух сериях дают так много информации, что остается только помножить два на два — и история моментально сложится. Пиком становится предпоследний эпизод, в котором буквально склеиваются все показанные ранее флешбэки — просто теперь авторы слегка дополняют их перспективой от лица убийцы. Они несут столько же ценности, сколько описания на обороте детективных романов. То есть просто повторяют уже известный факт с умным видом.
«Противостояние» — тот самый случай, когда и исходный материал, и классическая адаптация оказываются непосильными для подражания. Вроде бы все на месте: и Костенко, и Тадава, и СССР никуда не делся — но от каждого кадра веет маринадом. Что от Кротова, который, по-театральному наклеив фальшивые усы, умудряется сесть на самолет и обмануть пограничников; что от кадров — вроде бы красивых, но снятых по какой-то методичке академически стильного детектива; что, наконец, финал, где герои, решившие все проблемы, собираются на пляже, а там их посещает автор первоисточника, Юлиан Семенов, и просит написать книгу о реальном случае. Эрнст, может, и не планировал тягаться с Кевином Файги, но в «Противостоянии» он построил свою мультивселенную безумия: она оторвана от реальности и художественной правды настолько же, насколько и блокбастеры про супергероев в трико.