Денис Прытков наводит порядки на кухне женской колонии и мечтает открыть свой ресторан.
«Нет, это не оммаж сериалу "Медведь" с Джереми Аллен-Уайтом» — первое, что хочется обозначить в разговоре о «Шефе» Михаила Расходникова от «Пятницы». Ожидать от телеканала, на котором день и ночь крутят кулинарные шоу, проекта про повара было естественно, но «Шеф» идет дальше и подхватывает аудиторию «Пацанок» — три участницы реалити сыграли в сериале. С тех пор как Виктор Баринов в исполнении Дмитрия Назарова вышел на пенсию, не перевелись еще у нас на экранах харизматичные шеф-повара, и в этот раз фартук примерил Денис Прытков — он пытается держать все под контролем, пока готовит тюремную баланду.
Кай Федоров, главный герой, талантливо готовит и столь же искусно балансирует на грани собственных и чужих нервных срывов. Его имя словно намекает на холодное сердце — то ли его у героя нет вовсе, то ли он вынужден «заморозить» эмоции ради работы. Открывающая сцена впечатляет динамикой: под аккорды рока зрителю показывают, как терпение гостей заканчивается, администратор ресторана (Степан Летковский) выносит последнее предупреждение, а Кай пытается довести блюда до идеала, параллельно отвечая на истеричные звонки своей девушки (Татьяна Струженкова). Поступившись принципами, но не совестью, Кай теряет работу: его увольняют за пререкания с клиентами и администратором. На этом этапе «Шеф» собирает в себе элементы «Медведя», «Точки кипения» Фила Барантини и «Шефа» Даниэля Коэна, предлагая в итоге фьюжн, который получает аутентичный русский акцент — тюрьму.
Резонно отметить, что проект больше всего похож на «Большую перемену» с Никитой Ефремовым — в обоих сериалах уверенные в себе карьеристы идут на уступки и устраиваются работать в тюрьму (и играет Ольга Медынич). Каю нет места в чужих ресторанах, поэтому он стремится открыть свой, а для этого нужно всего лишь выиграть конкурс «Русский шеф». Федоров вынужден работать в исправительной женской колонии, где подопечными повара становятся заключенные. Среди них участницы «Пацанок» Анжелика Лужанская, Кира Медведева и Екатерина Ванышева, которые сыграли своевольных осужденных. Динамика, хоть и предсказуемая, работает: наблюдать за тем, как высокомерный шеф со звездой «Мишлен» во лбу не может управлять своей новой командой, интересно. Пока что единственным местом, где он может следовать своим принципам и строить всю кухню, становится тюрьма.
Несмотря на знакомые для российского зрителя образы, проект выгодно выделяется благодаря динамике, актерской игре и своеобразной атмосфере — правда, сеттинг тюрьмы и кухни представили еще в «Ресторане по понятиям» три года назад. Из-за набора штампов есть риск воспринимать «Шефа» как вариацию знакомых историй, а не полностью оригинальный продукт. К тому же были опасения насчет участия в сериале «пацанок» — Кира Медведева уже сыграла главную роль в «Трудной», но тогда критики были уверены, что актрисой девушке стать не суждено. Балансирует альянс профессиональных актеров и реабилитировавшихся хулиганок Денис Прытков, чья харизма подливает масла в огонь — такому повару можно и готовку без шапочки простить. К слову, о характере Кая, шеф отличается от стандартных главных героев телевизионных сериалов: двигателем его мотивации становится исключительно собственное эго, а не попытка сохранить семью, доказать что-то начальнику или любая другая благородная цель. Несмотря на весьма эгоистичный подход, в работе с коллегами по тюремной кухне Кай усваивает новые жизненные уроки, а не считает себя единственным правым: человеческое все-таки присутствует, это не мальчик из сказки про Снежную королеву.
Серии длятся максимум по 25 минут, и проект похож на курс из восьми блюд: в первом эпизоде находится что-нибудь интересное, к третьему выделяются разные вкусы, а к шестому зритель ждет, чем еще шеф сможет удивить. В таком ограниченном хронометраже нет возможности сбавить темп, поэтому каждая серия подстегивает сильнее предыдущей: вот вроде почти открыли ресторан, но Кай не может найти нужные документы, и только мы успели привыкнуть к формату знакомого ситкома, как вдруг на кухню врываются телевизионщики — и зритель смотрит сюжет о том, как «прекрасно» живет колония. В избитом сеттинге кухни и тюрьмы создатели смогли создать интересную динамику, которая держится по большей части именно на взаимодействии персонажей и поджидающем в новой серии абсурде.
«Шеф» стал точкой роста для «Пятницы»: теперь мы знаем, что канал способен создавать сериалы, которые сочетают жанровую смелость с качественным исполнением. Кстати, без отсылки к популярному шоу с Константином Ивлевым не обошлось: мат в сериале тоже запикивают и сопровождают интеллигентными титрами. Поддержка знакомого формата «драма на кухне» вкупе с новым для отечественного телевидения образом шеф-повара делает проект привлекательным как для фанатов жанра, так и для тех, кто из кулинарного контента видел только мемы с Гордоном Рамзи. Жаль, не дождались только фразы: «Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста».