Новый мини-сериал Netflix — невыразительная ода легендарному израильскому шпиону Эли Коэну.
Начало 1960-х. Обычного бухгалтера из универмага Эли Коэна (Саша Барон Коэн) вербуют спецслужбы Израиля — после прохождения интенсивного военного курса его зачисляют в Моссад. В течение следующих лет Коэн, обладающий фотографической памятью и талантом мгновенно вживаться в разные образы, будет колесить по миру в попытке внедриться в близкие к правительству Сирии круги, «держать руку на пульсе страны» и передавать стратегически важную информацию разведке Израиля.
Нетрудно представить, что в начале 1960-х, когда на большие экраны выходили первые фильмы про Джеймса Бонда, по всему миру действовали настоящие шпионы и разведчики. Одним из них был Эли Коэн, настоящая легенда Моссада и национальный герой Израиля, «приключения» которого заставили бы писателя Яна Флеминга впасть в депрессию. За несколько лет своей работы в поле Коэн слил тонны информации, которая помогла Израилю склонить чашу весов в свою сторону во время непрекращающегося ближневосточного конфликта и победить в Шестидневной войне. Вклад Коэна неоценим, да еще и внесен настолько эффектно, что от одной статьи в Википедии потеют ладошки. Наследие разведчика заслуживало фильма или на худой конец сериала — его Коэн и получил через 54 года после смерти.
За создание мини-сериала взялся Гидеон Рафф — человек, ответственный за израильский сериал «Военнопленные», который позже адаптировали под американские реалии с пафосным, но точным названием «Родина». Вторым и менее значимым достижением Раффа стал крайне неудачный фильм Netflix «Курорт для ныряльщиков на Красном море» с Крисом Эвансом в главной роли. Это история Ари Кидрона: снова агент Моссада, но из другого десятилетия, в 1980-х он организовывал массовые переправки угнетаемых евреев из Эфиопии в Израиль. Словом, Рафф — любитель военной истории и настоящий патриот, готовый воспевать наследие героев, которые, действуя в тени, помогли стране и ее гражданам в трудный час. Казалось бы, идеальная кандидатура для создания сериала про Эли Коэна, но что-то пошло не так.
«Шпион» — это шестичасовой байопик, собранный из отборных шаблонов жанра. Фигура Коэна и его наследие настолько сакральны для создателей, что порой начинает казаться, будто смотришь житие святого мученика, а не сериал про настоящего человека. Деятельность Коэна-шпиона в сериале была сокращена, чтобы на первый план вывести его человеческие качества. Он идеальный герой, человек с безупречной репутацией, тихий и скромный бухгалтер, который пожертвовал собой и простым семейным счастьем ради служения своей стране. Так оно, скорее всего, и было, но не покидает ощущение, что ежедневно рисковавший жизнью Эли Коэн заслуживает чего-то большего и более комплексного, чем сериал про одиночество и любовь к семье. Причем сами создатели за шесть часов рискнули дважды: сначала нелинейным нарративом, показав в первом эпизоде последние часы Коэна перед казнью, и позже игрой с блеклой цветокоррекцией.
На фоне довольно посредственной экранизации невероятной истории Эли Коэна ярче сияет звезда Саши Барона Коэна, которому в последнее время не очень везет с карьерой серьезного актера — роль Фредди Меркьюри отдали Рами Малеку, а новый фильм Аарона Соркина с Сашей в главной роли заморозили до лучших времен. «Шпион» — это отдушина для британца, его бенефис и просто очередное напоминание о невероятном таланте Коэна, развитом в комедии. Трудно было представить, что человек, который за свою карьеру перевоплощался в десятки разных героев, еще способен удивить, но его Эли Коэн соткан из десятка мелочей, от походки (сначала неуверенной, позже размашистой) до акцента, которые трансформируются вместе со способностями шпиона. Невероятная роль, которая, будем надеяться, поможет Коэну вернуться в большое кино.