Не очень динамичная и предсказуемая производственная драма о лондонском ресторане.
После сердечного приступа Энди (Стивен Грэм) шеф-поваром стала Карли (Винетт Робинсон), но уже другого ресторана, правда, с той же командой. Каждый вечер на кухне непредсказуем и полон сюрпризов. То сломается посудомоечная машина, то пожилая мама Карли (Кэти Тайсон) случайно нажмёт на тревожную кнопку, то кто-то из поваров не выйдет на смену. Естественно, клиенты тоже в основном не сахар. Потерявший репутацию Энди просиживает штаны дома, старается наладить отношения с сыном-школьником и ходит на встречи анонимных алкоголиков.
Четырёхсерийный британский сериал является спин-оффом одноимённого полнометражного фильма Фила Барантини, вышедшего на экраны два года назад, так что до просмотра шоу лучше всё-таки ознакомиться с оригиналом. А началась история «Точка кипения» ещё раньше. До дебюта в режиссуре — криминальной драмы «Злодей» — Барантини снимался в небольших ролях и параллельно в течение 12 лет работал шефом в лондонском пабе Cat & Mutton. Тогда появилась идея снять кино о жизни поваров, которую обычно не видят посетители ресторанов и кафе. Сначала на экраны вышел короткий метр, который вырос до полнометражного кино.
«Точка кипения» двухлетней давности была напряжённым триллером, снятым одним кадром. И, конечно, хитрый технический приём сразу же заставлял зрителей обратить внимание на фильм. Сериал сделан в традиционной манере, никакого ощущения непрерывного действия нет. Это четыре зарисовки, каждая из которых развивается в течение одного беспокойного вечера. Для съёмок использовалась ручная камера, но теперь атмосферу хаоса и суеты на кухне передаёт стремительный монтаж.
Два эпизода проекта снял Фил Барантини, две других серии достались ливанской постановщице Мунии Аки, чья картина «Коста-Брава, Ливан» участвовала в Венецианском фестивале 2021 года. В сериалах авторка пробует себя впервые. Четыре эпизода сняты в одной манере, так что невозможно без титров понять, какие серии ставила Аки, а какие Барантини.
Многосерийная «Точка кипения» — редкий случай, когда фильму с любопытными персонажами, кажется, не нужно было продолжение. Да, открытый финал полного метра и зрительский успех развязывали руки продюсерам и сценаристам, но можно было справиться с искушением. В фильме события развивались настолько стремительно, что помимо Энди зрители по касательной знакомились со всеми поварами, мойщиками и официантами, но все конфликты каждого члена команды были понятны. По одной-двум сценам персонажи были открытой книгой.
Сериал разжёвывает зрителям характеры всех героев и успевает утомить даже на короткой дистанции в четыре эпизода. С самого начала понятно, что Карли и компания страдают не только на работе, а личная жизнь из-за плотного графика сведена к минимуму. Шоу превращается в плакатную социальную драму, от которой бы скривился Кен Лоуч. Платят мало, дома ждут полуголодные родственники, в прошлом проблемы с алкоголем, мечты убраны в долгий ящик, а владелец ресторана всё время недвусмысленно намекает, что дела идут не очень. «Точка кипения» напрочь лишается напряжения, а из-за заточенности на бесконечные проблемы героев зрителям просто некогда передохнуть. Это совершенно беспросветное шоу.
Конечно, в 2023 году британскому сериалу не избежать сравнений с «Медведем». И хотя проекты выполнены в схожей стилистике, американское шоу гораздо сильнее конкурента. Может быть, если не знать о существовании «Медведя», британский аналог не покажется вторичным и менее талантливым. В «Точке кипения» нет сложноустроенных персонажей, виртуозных диалогов и непредсказуемых событий. Но прелесть «Медведя» ещё и в том, что, пережив невероятные приключения вместе с Карми, Ричи и Сидни, зритель сохраняет на лице улыбку. Никакой душевной теплоты в британском сериале нет, и трудно вспомнить хотя бы одну шутку за четыре эпизода. Создатели решили снимать беспримесную драму и увлеклись.
«Точка кипения» радует возможностью вернуться к полюбившимся по фильму персонажам, но ужасно буксует в драматургии. Полтора часа на тесной кухне в компании Стивена Грэма пролетали незаметно, в сериале же время словно бы замирает. Не хватает и харизмы актёра, который теперь задвинут далеко на второй план. Авторам не удаётся повторить успех полного метра и приблизиться к шедевральному «Медведю». Аудитории не нужны два схожих кулинарных проекта, а британцы проигрывают с крупным счётом.