Комедийный сериал о нелегкой жизни сказочных персонажей в современной Москве.
Алексей Попов (Николай Наумов) когда-то работал снайпером, но рука бойца однажды дрогнула и случилась трагедия. С тех пор Леха погряз в алкоголизме и самобичевании, обитает в старом родительском доме и медленно деградирует. Ситуацию является спасать сестра Алексея Катя (Мария Ахметзянова). Она сообщает, что неизлечимо больна и бывшему полицейскому пора взять себя в руки и стать опекуном Василисы (Ева Смирнова) – маленькой дочери Кати с талантом выдумывать сказочные сюжеты. Так Леха оказывается в Москве, в поисках работы, примеряя своеобразную роль отца.
Работа по странному стечению обстоятельств находит снайпера сама – Леху берут оперативником в полусекретный отдел по борьбе со сказочными существами. Участок находится под модернистской крышей здания ТАСС и руководством непутевого, вечно недовольного сотрудниками, но душевного командира Николая Бокова (Андрей Добровольский). Внутри обычного с виду полицейского управления – склад с волшебными гуслями, скатертью-самобранкой, сапогами-скороходами и другими не менее фантастическими вещами. А работают в отделе вполне обыкновенные люди, только задачи у них с изюминкой: поймать банду леших, грабящих банки в шапках-невидимках, или остановить Змея Горыныча (Павел Деревянко) с диссоциативным расстройством идентичности. А то и наведаться к неоднозначной Бабе-Яге (Татьяна Догилева), сидящей под домашним арестом и подрабатывающей то вэбкамом, то спекуляцией на криптовалютах. Леха вписывается в команду играючи, но внутренний конфликт все равно тянет снайпера куда-то в темноту, заставляя юлить и обманывать коллег.
«Волшебный участок» – хрестоматийное городское фэнтези – решительно вторичен по своей сути. Отовсюду торчат уши и прочие части тела «Ночного дозора», «Тайного города» и даже «Сергия против нечисти». Вторичность сериалу, впрочем, идет скорее на пользу: какие-то штампы обыгрываются шутливо, а какие-то существуют как данность, но не смазывают общей картины. Важным моментом является то, что Москва в «Участке» ненастоящая. Создатели подчеркивают, что реальность сериала альтернативная, хоть и похожа на нашу: выпадают определенные события, а какие-то исторические личности имеют другие имена и судьбы. Такой подход позволяет абстрагироваться от современности еще сильнее и не привязываться к повестке, но при этом сохранить актуальность.
Если отбросить предрассудки и пытаться смотреть сериал незамутненными глазами, то выходит среднего качества проект, имеющий все перспективы удивить зрителя. Среди непристойных шуток (в основном исходящих от гнома-сквернослова в исполнении Ильи Соболева) находится место завуалированному метакомментарию о гуманизме, ответственности и даже некоторой личной драме. Артист Наумов, конечно, далеко не всегда справляется с серьезными партиями и по большей части продолжает отыгрывать образ солиста «Реальных пацанов». Зато остальной ансамбль держится достойно. В основном, правда, это сказочные персонажи, чьи истории, несмотря на комичные обстоятельства, полны трагизма. Мир «Участка» хоть и отличается от нашего, но явно не в части произвола и нарушения прав пусть даже мифических существ. Тем ценнее, что проводником коллег в мир человечности становится не самый приятный и человечный герой.
«Волшебный участок» как явление родился в интересный момент. Вместо того чтобы потакать спасительному эскапизму, сказки попали в наш мир, и их герои вынуждены открывать ИП, работать курьерами и разбираться с соцсетями. Борьба между добром и злом свелась к возне гнома и лешего на подпольной ферме шампиньонов. А изгнанный в небытие Кощей Бессмертный пытается вернуться в реальный мир, донимая бывших вассалов через Интернет и беспроводные наушники. Не в этом ли ирония угасающей эпохи постмодернизма? Сбежать в фантазию не получится – она сама оказалась по горло в платежках за ЖКУ.