Пока бандиты делят город на свои районы, все остальные ищут любовь и строят планы на будущее.
Молодой и амбициозный Равиль (Кузьма Котрелёв) выучился на программиста, а ещё здорово играет в баскетбол. Он мечтает получить грант от одного из американских вузов и переехать за океан, а пока живёт с мамой в бедном ростовском районе Юго-Запад и пытается расплатиться с накопившимися долгами. Равиль работает курьером и развозит пиццу и суши, но ищет более прибыльные варианты заработка. И такой ему подворачивается. На рабочем «каблуке» он перевозит наркотики бандита по кличке Дым (Антон Кузнецов). Ростов поделён между Дымом и Кокой (Гела Месхи), другим криминальным авторитетом. Но Равиль не боится ничего, тем более что хочет завоевать расположение племянницы Гелы Эли (Мария Мацель).
Все эпизоды сериала снял Стас Иванов — режиссёр «Немцев» и «Бега улиток». Сам он рассказывает, что Ростов-на-Дону был выбран в качестве места действия не из-за криминогенного климата, а из-за красоты и южной романтики. И всё это на самом деле в кадре есть, но пацанских разборок с трёхэтажным матом гораздо больше. На самом деле района Юго-Запад в Ростове-на-Дону нет, такое название в сериале получила необеспеченная часть старого города. Отсюда и «ЮЗЗЗ».
Почти как у Шекспира: Равиль становится «шестёркой» Дыма, а влюбляется в племянницу его врага Коки. Местные авторитеты понимают, что править городом и торговать наркотиками на каждом углу может только один. Потенциальная линия Ромео и Джульетты развивается в максимально неподходящий момент разгорающейся уличной войны. И авторы пытаются подать сериал именно как историю о первой настоящей любви. На симпатиях подростковой аудитории должны также сыграть хип-хоп и уличный баскетбол. И это лучшие сцены в сериале, самые живые и динамичные.
Но отношения Равиля и Эли (а нет никаких сомнений, что ближе к концу сезона они будут вместе) тонут в бандитском колорите. Авторы упиваются погонями, пустым пацанским трёпом, пистолетами, что по любому поводу достаются из-за пазухи, и бесконечными сходками. Два конкурента на звание короля Ростова отчётливо противопоставляются: бритый Дым неизменно ходит в майке и шортах (свой парень), ведёт здоровый образ жизни и вещает о семейных ценностях (у него жена и две дочки), а Кока не снимает идеально сидящий пиджак, нюхает кокаин с утра до ночи и спит со стриптизёршами из своего же клуба. Оба выглядят угрожающе и никакой симпатии не вызывают. Равиль оказывается между Сциллой и Харибдой.
У сериала отличный актёрский состав. Кузьма Котрелёв, который был на вторых ролях в «Красных браслетах» Наталии Мещаниновой, теперь на первом плане. Мария Мацель будет большой звездой российского кино — достаточно посмотреть «Перевал Дятлова» или «Страну Саша». Органичен Антон Кузнецов: в его суровом басе отчетливо узнаются интонации юга. Между ними то и дело появляются Дмитрий Чеботарёв, Мария Машкова и Евгений Харитонов. Но слабый сценарий ставит артистов в узкие жанровые и давно превратившиеся в штампы рамки, им попросту нечего играть. В первых сериях в кадре нет самостоятельно действующих женских персонажей. Главный герой любуется Элей и пытается завоевать сердце девушки, а она танцует и играет на укулеле. Жена Дыма (Машкова) изменяет мужу с его же «правой рукой» (Чеботарёв). Её функции — ходить в нижнем белье, быть заботливой матерью, жить с нелюбимым человеком и мечтать о другом. Есть ещё экзальтированная девушка Лена (Таша Цветкова), которая в каждой сцене виснет на Равиле. В 2022 году больно видеть столь однобокую репрезентацию женщин. Все штампы криминальных драм заучены, а сценаристы даже не пытаются разбавить клише юмором. Нет, всё очень серьёзно, минимум как в «Гоморре».
Ростов в сюжете играет немаловажную роль: не очень туристический, не открыточный, но интересный город со своей энергетикой. Правда, все молодые герои рвутся уехать как можно дальше, ведь районы поделены между бандитами, а обычным парням и девушкам улицы не принадлежат. Наверное, когда-нибудь критики перестанут писать о том, что в новом российском сериале на экране не Москва и Петербург, а другой город, у которого интересное лицо, но не в этот раз.
«ЮЗЗЗ» разваливается на две неравные части, которые связывает Равиль. И если за его отношениями с Элей (пусть и с предсказуемыми взлётами и падениями) любопытно наблюдать, то пацанская эстетика откровенно утомляет. Видимо, российская сериальная индустрия и дальше будет топтаться на месте, продолжая упиваться криминальными разборками и крутыми бандитами, которые не могут связать двух слов, зато рулят на районе. Массовой культуре пора хорошенько призадуматься и перестать восхищаться ребятами из подворотни. Даже если добавить к традиционным ингредиентам хип-хоп и уличный баскетбол, лучше не становится.