Разбираемся, испортился ли сериал к третьему сезону или это логичное развитие идей.
«Истребитель демонов» — феномен презанятный: сериал возник словно из ниоткуда и моментально ворвался во все возможные топы. А появившаяся следом полнометражная картина «Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный»» и вовсе стала самым кассовым аниме в истории, обскакав даже картины гигантов Хаяо Миядзаки и Макото Синкая, чьи позиции казались непоколебимыми. При этом выделить, чем именно так полюбился «Истребитель» зрителю, непросто: легшая в основу серии манга Коёхару Готогэ не хватает звезд с неба и, по сути, предлагает эдакий концентрат сёнэна в чистом виде. Чистом настолько, что диву даешься.
К третьему сезону расстановка сил в битве истребителей и демонов успела немного измениться. Тандзиро и его друзья вернулись победителями после битвы в квартале Красных фонарей, где впервые сразили «молодую Луну», но «столп звука» Тэнгэн Удзуй ушел на покой из-за сильных ранений. Еще одной проблемой стало повреждение катаны Тандзиро: казалось бы, клинки — расходный материал для убийц демонов, но у юноши сложные отношения с выбранным кузнецом. Чтобы тот взялся за меч, Тандзиро решает навестить последнего лично и вместе с сестрой отправляется в деревню кузнецов, скрытую от посторонних. На месте он встречает знакомых: проходившего вместе с ним испытание Гэнъю, а также двух столпов — «столпа любви» Мицури Канродзи и «столпа тумана» Муитиро Токито. А вскоре прибывают и непрошеные гости: хоть место и секретное, его все же находят демоны во главе с двумя «молодыми Лунами». Само собой, Тандзиро вновь предстоит взяться за катану и защитить поселение: от мастерства кузнецов зависит слишком много.
Любители жанра (для простоты назовем его так) знают, что приключенческий сёнэн держится на нескольких китах: дружбе, превозмогании, постоянном росте над собой и великой цели, маячащей где-то на горизонте. Хорошие произведения формулу либо пытаются нарушить — как, например, «Человек-бензопила» отказывается от великой цели, — либо добавляют что-то сверху: тот же «Наруто» остается любимым шоу даже спустя почти два десятка лет во многом благодаря уникальным дзюцу и другим крутым приемам ниндзя. А вот «Истребитель демонов» буквально с самого начала с ученической дотошностью следует всем тропам сёнэна и не торопится что-то менять.
Тандзиро бесконечно добрый малый, которому жалко убивать даже демонов, так как у них есть чувства и многие на деле не такие уж плохие ребята — по крайней мере, были неплохими. У Тандзиро есть друзья, огромное количество — от коллег и последнего оставшегося родственника до наставников. И все они готовы прийти на помощь в нужный момент. Естественно, Тандзиро, как и предписано жанром, растет над собой: его тренировкам посвящены целые сюжетные арки, а четвертый сезон и вовсе отдан под обучение истребителя вместе со «столпами». Конечно же, Тандзиро «превозмогает»: регулярно юноша оказывается на волосок от гибели, но чувство долга или страх за друзей заставляют его снова и снова подниматься и бросаться в бой. А что кроме этого?
Да, собственно, ничего. Но замечать неладное зрители начали почему-то только к третьему сезону: оценки на этот раз ниже обычного, а голоса недовольных слышны как никогда громко. Ругают все чаще затянутый сюжет, обилие трехмерной графики и слабое развитие персонажей. В общем, ровно то, что было и в первых двух сезонах, и это создает по-настоящему интересный прецедент.
Почему-то именно в «Деревне кузнецов» формула, на которой выезжала студия ufotable, дала сбой. Хотя, по сути, абсолютно каждая арка «Истребителя» выстроена одинаково: Тандзиро с друзьями сталкивается с демонами, с трудом побеждает соперников, нередко что-то (или кого-то) теряя в процессе. Фоном зрителю рассказывают о трагической судьбе задействованных персонажей. Герой в этой истории совершенно не развивается: да, у юного истребителя оттачиваются навыки и он, несомненно, становится сильнее, но в глобальном смысле топчется на месте. Главная цель монолитна, как и характер, и происходящее никак не влияет на Тандзиро. Вот только на самом деле ничего плохого в этом и нет.
«Истребитель демонов» — буквальный эталон в истинном значении слова. Не что-то идеальное, а мера, по которой стоит равнять остальные произведения. Как уже говорилось выше, в сериале используется «голая» формула сёнэна без каких-либо примесей — и при этом сериал прекрасно работает, выдавая нужные эмоции. Любой, кто смотрел, например, «Наруто», не понаслышке знает, что такое затянутые битвы. Куда важнее, что сражения яркие и запоминающиеся — с экшеном у «Истребителя» нет никаких проблем. Сюжет подкидывает героям интеллектуальные схватки и поиск правильных путей к победе, необычных противников и необходимость выходить за рамки человеческих возможностей. В простоте нет ничего постыдного — сериал прекрасно справляется с тем, чтобы помочь разгрузить голову после тяжелого дня.
«Истребитель демонов» был и остается яркой вспышкой, на которую почему-то обратили слишком много внимания — и возложили еще большие надежды. Если же подойти к сериалу без надежды на откровения, то и результат будет соответствующий — смотрится он все еще замечательно. Ровно так же, как и предыдущие серии, без слома жанровых основ и с недостатками, но с любовью в каждом эпизоде. Тот самый случай, когда лучшее и правда враг хорошего.