Сатира о свержении императора Петра III от создателя «Фаворитки».
Государственный переворот удался — беременная наследником Екатерина и её помощники изгнали действующего императора Петра и смогли присвоить престол себе. Светлая Россия будущего вот-вот наступит — но реальность оказывается куда идиотичнее, ведь рано или поздно придётся переступить через непонимание народа и его «особый путь».
Если в первом сезоне восторженная, оптимистично настроенная и юная Екатерина целовала землю российскую в знак уважения и благодарения Богу за свою избранность, то во втором она эту землю начинает жадно есть. Выглядит как вполне логичный и оправданный шаг, обусловленный не только беременностью. За все годы совместной жизни с эгоистичным и травмированным в детстве Петром жизнь если и научила её чему-то, так это борьбе средствами, оказавшимися под рукой (не Вольтером единым). Императрица не отчаивается: после переворота в кулуарах теперь уже её дворца затевается план по построению просвещённого государства с уходом от дикости в сторону многоконфессиональности, школ для девочек и экономического подъёма.
«Великая» в очередной раз серьёзно выигрывает у сестёр по жанру за счёт Тони МакНамары, номинанта на «Оскар» за «Фаворитку» с её искромётно выписанным «женским государством» и соавтора недавней «Круэллы». Его сценарий остаётся остро заточенным на максимально ироничный симбиоз современности и исторической значимости, хотя последняя совершенно не играет здесь просвещающей роли. Это шоу всё ещё свободное от возмущённых возгласов оскорблённых, пишущее в дисклеймере под звёздочкой «Временами правдивое», чтобы ни в чём себе не отказывать, а продолжить расписывать динамику раскрепощения одной правительницы, чужой среди чужих.
Кулинарные пристрастия Екатерины демонстрируют её готовность полностью ассимилироваться с теми, кто раньше воспринимал её в качестве инкубатора. Одним исконно русским костюмном на коронации статус не отвоюешь. Советчики Орлов и Велементов в своих подсказках доходят до убийств прямо в зале для аудиенций, патриарх Арчи плетёт интриги за спинами, уличные дети играют чьей-то оттрубленной головой и называют Екатерину «с****» («императорской с****», поправляет она), придворные дамы так же завистливы и бестолковы, да и злополучный секс-комикс с Екатериной и лошадью всё ещё на слуху. Трон не сразу перестраивался, и делать это насильственным путём героиня отказывается (хотя могла бы и имела бы на это полное право).
Фаннинг остаётся заглавным магнитом, чьё заявленное величие проявляется не сразу, но впоследствии звучит всё громче, скрыться от него всё сложнее. Актрису долгое время не относили к категории драматически подкованных, но здесь все вопросы снова сняты, как и при просмотре первого сезона: — Екатерина идеально подходит ей не только по части бесконечных гэгов, но и по материнской озабоченности страной, личными переживаниям об исчезновении своего любовника Лео, хрупкости и боевой готовности одновременно. Холт в роли Петра всё ещё невыносим, придурковат, в таких же пропорциях харизматичен, а ещё устраивает самостоятельную терапию после трансфера власти супруге: например, пытается быть менее вспыльчивым (получается плохо). Несмотря на домашний арест, герой всё ещё присутствует в жизни Екатерины, припоминает ей об избранности будущего ребёнка, изображает то абьюзивного супруга, то родственную одинокую душу.
Появляется в сезоне и Джиллиан Андерсон, чей золотой век на телевидении после Маргарет Тэтчер из «Короны» (и выигранной за неё «Эмми») продолжился матерью Екатерины, Иоганной — комичной светской львицей, приехавшей из Германии и чем-то напоминающей Анну Шерер из «Войны и мира», но с большим пристрастием к алкоголю. Миссия приехавшей Иоганны раскроется зрителю не сразу, но свои планы на титул она тоже будет иметь.
«Великая» беспощадно бьёт на свою оригинальность и не претендует на уважение от исторического сообщества и условных пользователей российского Фейсбука. При этом в её изображении жадности, скудоумия и неготовности к переменам продолжает сквозить бойкая, чуть ли не целительная энергия, понимающая про чужую, казалось бы, территорию всё и даже больше. По ту сторону экрана для страны, безвылазно находящейся несколько столетий в затяжном кризисе, выход есть, и история, у которой женское лицо, тому подтверждение. Huzzah, товарищи!
2 сезон сериала «Великая» будет доступен на More.tv 19 ноября.