В Международный женский день редакция Film.ru решила еще раз признаться в любви особенным героиням из фильмов и сериалов. Рассказываем о женщинах, которые нас вдохновляют: агентки ФБР, истребительницы вампиров и инопланетян, чиновницы и потерянные миллениалки, которые мотивируют нас становится лучше не только 8 марта, но и каждый день.
Дана Скалли
Не врут психологи — все самое важное с нами с детства: так и Дана Скалли стала верной спутницей миллениалов. Было страшно, но, зажмурив глаза, дети 90-х смотрели «Секретные материалы» и выбирали агентов по темпераменту — фантазера Малдера или зануду Скалли. Правда или вымысел, неизвестно, но говорят, что героиня паранормального процедурала породила так называемый «Эффект Скалли»: в 90-е на гребне третьей волны феминизма все больше девушек выбирали профессии в науке, медицине и даже ФБР, вдохновившись сериалом канала FOX.
С одной стороны, конечно, Дана жутко дотошна и вечно заземляет Фокса Малдера, парящего в облаках на летающих тарелках. Но именно ее дисциплинированность, храбрость и решительность позволили упорядочить поиски пришельцев, истины и всего остального, что можно искать. Дана верит в Бога, но не верит в инопланетян, тем ценнее ее сомнения в реальности происходящего — скептицизм дрогнет, и не один раз. Больше всего в Скалли восторгают профессионализм, этичность и готовность отстаивать свои принципы: Дана пережила похищение пришельцами, вернула Малдера из мертвых и победила рак. Эта женщина может абсолютно все и даже больше!
Настасья Горбачевская
Дрянь
Сегодня, спустя несколько лет после премьеры, можно уверенно сказать, что «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж вошла в историю телевидения. Сериал обзавелся изрядным количеством последователей. Шоу часто вспоминают как образец драмеди, где от смеха до слез нет и шага. В случае Дряни трудно разделить героиню и авторку, и именно откровенность сделала проект сенсацией. Обаятельные неидеальные герои с хорошим чувством юмора, ворохом проблем и здоровой долей цинизма встречались и прежде, но в сериале Уоллер-Бридж впечатляет концентрация всех элементов. Для главной героини в речи нет никаких табу, не существует запретных тем. Стоит проговаривать и детские травмы, и потерю близких, и невозможность наладить контакт с родителями, и боязнь одиночества. Дрянь часто смотрит прямо на нас, берёт зрителей в союзники и свидетели своих горестей и радостей, напоминает, что не стоит бояться выглядеть слабым и неуверенным, половина планов не реализуется, любовь может и не встретиться, мнение изменится, но мы точно станем сильнее. Страшнее ничего не попробовать.
Максим Ершов
Кларисса Старлинг
Кларисса Старлинг, агентка ФБР с железной выдержкой и необъятным трудолюбием, шагает на встречу с Ганнибалом, чтобы раскрыть дело и спасти невинных жертв. «Молчание ягнят» вышел в 1991 году. Образы детективов и сотрудников спецслужб ассоциировались в основном с мужчинами. Девочки по ту сторону экрана, конечно, грезили о расследованиях преступлений, но поиск ролевой модели из фильмов мог стать непосильной задачей. А потом появилась она — миниатюрная девушка в строгом пиджаке и с проницательным взглядом, единственная, кто может разговорить маньяка, кто способен разглядеть едва заметные улики. Героиня Джоди Фостер существует в жестоком мире: на каждом шагу очередное предубеждение, в каждой комнате риск столкнуться с неуместным флиртом. Но агентка не опускает руки и продолжает бороться за справедливость. А как иначе выжить в этом мире? Кларисса Старлинг изменила правила, разрушила стереотипы и дала надежду. Не только мечтательным девочкам — любительницам детективов, но и всем, кто хоть раз чувствовал себя аутсайдером в обществе.
Гульназ Давлетшина
Фрэнсис
Милая, милая Фрэнсис. Героиня Греты Гервиг называет себя «несвидабельной бродягой» и уверенно отказывается признавать, что взрослая жизнь — это настоящее, а не далекое будущее. Немного уставшая от неудач, но по-прежнему добродушная, открытая и готовая двигаться вперед, Фрэнсис, словно Скарлетт О’Хара, обещает подумать о проблемах завтра. Пока друзья-ровесники устраиваются на постоянную работу, строят карьеру, вступают в брак и воспитывают детей, Фрэнсис готовится потерять место танцовщицы на полставки и переживает из-за ссоры с подругой. Возможная беременность все еще кажется 27-летней Фрэнсис безумием, как и предложение взять только одного кота. «Коту нужен приятель. Взял одного, бери второго», — говорит она, поглядывая на собеседника с недоумением.
Фрэнсис Ха стала голосом поколения. В ее заметках на полях, желании бегать по черно-белым улицам Нью-Йорка в поисках приключений, неуклюжих падениях и отчаянной жажде жизни многие узнали себя и впервые почувствовали спокойствие. Оказывается, это не так уж и страшно, если ты соткана из противоречий, не знаешь, чему хочешь посвятить жизнь, и слишком эмоционально реагируешь на происходящее вокруг. За роль Фрэнсис Грета Гервиг получила номинацию на «Золотой глобус» и практически единогласное признание критиков.
Яна Телова
Лесли Ноуп
Лесли Ноуп из мокьюментари «Парки и зоны отдыха» — одна из самых вдохновляющих героинь на американском телевидении. Заместительница директора департамента собственно парков и зон отдыха городка Пауни на Среднем Западе — пример невероятного трудолюбия и оптимизма. Несмотря на излишнюю наивность и постоянные противоречия с начальством, она способна пробить себе дорогу куда угодно и в пылу борьбы даже этого не заметить. Шоураннеры «Парков» Майкл Шур и Грег Дэниелс смогли придумать, а актриса Эми Полер — воплотить, с одной стороны, положительную во всех отношениях, идеальную американскую чиновницу, а с другой — приковывающую внимание героиню. И как для самой Лесли профессиональным идеалом была Хиллари Клинтон, так и для зрителей «Парков» таким примером могла бы стать сама Ноуп — целеустремлённая, уверенная в себе, готовая на всё ради блага окружающих.
Владимир Бурдыгин
Лиз Лемон
Мало кто из героинь популярных некабельных комедий вел себя так же вызывающе и эгоистично, как Лиз Лемон. Сценаристка популярного телешоу увольняла соперниц, унижала коллег и в каждом деле искала собственную выгоду, но странным образом никогда не выглядела как антигероиня. Дело в том, что каждый отрицательный поступок Лемон перекрывала двумя положительными. По итогу семи сезонов моральная неоднозначность Лемон казалась не прорывной характеристикой героини, а честной репрезентацией современного человека. Который ошибается и приносит боль окружающим, но вовремя осознает проблемы и изо всех сил пытается все исправить. Именно неукротимое желание Лиз Лемон стать лучшей версией себя если не мотивирует, то точно вдохновляет быть собой и не стесняться делать что-то не так.
Алихан Исрапилов
доктор Луиза Бэнкс
Пока все смотрят «Дюну», время вспомнить главную женщину в карьере Дени Вильнёва (да простит нас бравая Кейт из «Убийцы»). В «Прибытии» на Землю молча высаживаются инопланетные корабли. Для расшифровки и дальнейшего понимания их действий правительство США нанимает доктора лингвистических наук Луизу Бэнкс (Эми Адамс). Луиза, не владея их языком, узнаёт, что гости из будущего предлагают людям помощь, а вовсе не войну. Фильм дебютировал на экранах в период переизбрания Дональда Трампа, когда казалось, что мир не станет прежним. С тех пор стало гораздо хуже, однако Бэнкс продолжает восхищать своим миротворчеством, желанием остановить неизбежное, соединить несоединимое, наконец, принять своё будущее, каким бы хаотичным и смертоносным оно ни было. Бездонные глаза Адамс остались без оскаровской номинации, но заставили верить в «игру с ненулевой суммой», где важны каждый голос и щедрое сердце.
Егор Козкин
Баффи Саммерс
Гроза калифорнийской старшей школы Саннидейл Баффи Саммерс (Сара Мишель Геллар) не только разрушила стереотипы о блондинках, но и стала своего рода телевизионной иконой феминизма, той самой «сильной и независимой», которая и экзамены на «отлично» сдаст, и город от вампиров избавит. Своим появлением на экране Баффи, очевидно, обязана другим, не менее известным фемиконам: Зене из «Зены — королевы воинов» и Эллен Рипли из «Чужого», без упоминания которых этот текст бы не имел никакого смысла. Впрочем, среди всех супергероинь Баффи Саммерс — единственная, кто отличился весьма реалистичным контекстом, его с легкостью можно было примерить на себя. Ночная охота на вампиров — лишь малая часть ее жизни, основное время Баффи все-таки была обычным подростком, которому не чужды классические проблемы пубертата в виде буллинга, несчастной влюбленности или родительского прессинга. Своим примером Баффи как бы доказывала зрительницам, что даже истребительницы вампиров могут попадать в глупые ситуации или рыдать в подушку от разбитого сердца. Куда уж нам, обычным смертным. Кроме того, героиня Сары Мишель Геллар — редкий пример рефлексирующего подростка, чья жизненная позиция может стать отличным примером для подражания. Не без усилий Джосса Уидона сериал поднимал сложные и провокационные темы для своего времени, будь то смерть близкого человека или сексуальное насилие в отношениях, помогая подрастающему поколению делать важные выводы и правильно считывать все красные флажки. В конце концов сама Баффи никогда не была идеальной и часто совершала ошибки, которые помогали ей по-новому взглянуть на себя и других, но что самое важное — признать свою окончательную и бесповоротную человечность, пусть и со сверхъестественной составляющей.
Оля Смолина
Ирен Адлер
Ирен Адлер — воплощение элегантности с хлыстом в руке в исполнении Лары Пулвер в сериале «Шерлок» от BBC. В прочтении Стивена Моффата и Марка Гэтисса Ирен Адлер не просто оперная певица и актриса, она олицетворение женского всевластия, которое смогло поколебать спокойствие даже самого холодного и рассудительного детектива. В ее гардеробе на любой случай припасен «боевой» наряд, а личные границы закрыты на замок. Адлер маневрирует между сексуальным доминированием и непривычно нежным чувством, которое, кажется, в новинку даже для нее самой. Две стороны одной медали заявляют: женщина может быть сильной и распоряжаться жизнью по своим правилам, не теряя при этом сентиментальности и чувственности. Так что Шерлока Холмса очень даже можно понять.
Ная Гусева
Эллен Рипли
Сильные женщины в кино, видеоиграх, комиксах — всюду виден отчетливый след Сигурни Уивер и ее героини. Эллен Рипли, опережая все тренды на сильных и независимых, уже в 70-х могла в одиночку противостоять инопланетному существу, носиться по кораблю с огнемётом и вписывать свои мускульные рельефы в кадр. Без нее, вне всяких сомнений, не случилось бы Сары Коннор из второго «Терминатора» или боевой Деми Мур из «Солдата Джейн», предпочитавшей казармы семейному счастью. Выносливая героиня, способная быть как матерью-спасительницей, так и холодным стражем космического корабля, — такой мы запомнили Рипли, главную звезду олдскульной видеокассетной поры. Пожалуй, нет ничего более сокрушительного, чем сочетание материнских инстинктов с мощным оружием.
Константин Мышкин