
Неудачный акулий хоррор в декорациях Парижа.
Ученая София (Беренис Бежо) обнаруживает в Сене гигантскую акулу. Время не самое подходящее — буквально через сутки стартует популярный городской триатлон в рамках Олимпиады. Теперь ей предстоит спасти Париж и участников заплыва, несмотря на игнор властей и попытку замять сенсационное открытие.
Какие опасности скрыты под Парижем – размышление, достойное энциклопедического материала и как минимум пера Гюго. Дело отнюдь не ограничивается мистическими катакомбами и преступными кварталами – река Сена примеряет роль нового источника ужасов. Загрязнение парижского бассейна уже не так страшно, как новоиспеченные обитатели – гигантские акулы, как назло, приплывают под открытие Олимпийских игр 2024 года, грозя превратить триатлон в мясной комбинат. Правда, для мэра и высокопоставленных управленцев все предупреждения нипочем – если на кону их авторитет, то шоу должно продолжаться до первой капли крови. А если надо, то и до последней.
«Акулы в Париже» Ксавье Жанса выглядят как национальные палки в колеса – республика готовится вот-вот принять Олимпиаду, как за 50 с лишним дней до события выходит хоррор, мягко говоря, создающий не самый приветливый травелог. Виноваты во всем не только хищные рыбы, облюбовавшие старинные архитектурные ансамбли, но и люди. Им неймется то сварганить суп из акульих плавников, то соорудить крем для ухода за кожей; власти Парижа не менее коварны и подлы: когда требуется навести порядок в бассейне и позаботиться о безопасности, те молчаливо отмахиваются и сетуют на бюджет мероприятия. Вот так, от сцены к сцене, фильм Жанса скачет по жанрам и одаривает месседжами: во главу угла ставит экологический, громобойно проходится по социальному и, конечно, не забывает о личностном – перед героиней то и дело маячит трагедия прошлого: когда-то в водах ученая потеряла супруга.
На новые «Челюсти» никто и не надеялся, но следует оговориться, что перед нами далеко не «Глубокое синее море», не «Отмель» и даже не второсортный бэшный «Мэг». «Акулы в Париже» без всяких стеснений с первых минут выдают свою пластиковую компьютерную природу – по ощущениям, все деньги действительно утекли в Олимпиаду. Кадры подводной охоты, кровавые захваты жертв, какие-то намеки на масштабы трагедии, которым следует быть поставленными с помпой и энергией, – по большему счету все это выглядит донельзя дешево. Иногда французский кинематограф пинают за излишнюю романтизацию Парижа – следует заметить, что с деромантизацией порой дела обстоят еще хуже. Сеттинг со столичными водными каналами должен был сыграть на руку сюжету, но, к сожалению, возымел обратный эффект – фоны Эйфелевой башни и магия старинных артерий выглядят как спасательная шлюпка для фильма, в ином случае вовсе никого бы не заинтересовавшего.
Французский блокбастер об охоте на акул, снятый под патронажем Netflix, – сам по себе рецепт, который не назовёшь проверенным. Голливудские дельцы, снимая зрелищное кино про хищников, вроде того же «Мэга», не жалели средств на экшен — здесь же поскупились решительно на все. Актёры тоже не спасают от бедствия, включая известную Беренис Бежо, которая ответственно играет главную героиню (может быть, именно поэтому зритель невольно встает на сторону акулы, а поле социальных отношений, где конфликтуют люди, порой страшнее кровавого бассейна).
Социальный заряд ленты понятен: прежде чем браться за мероприятие, стоит взвесить все за и против, не идя на поводу у шкурных интересов. Вряд ли Ксавье Жанс таким образом хотел прокомментировать реально готовящуюся Олимпиаду, а вот нагнать жути (если не смеху) он наверняка смог. Сейчас, в преддверии спортивных игр, власти Франции активно убеждают, что нырять в Сену далеко не опасно и она не так грязна, как ее малюют. После фильма, где город апокалиптически наполняется акулами, Макрону наверняка придётся искать новые способы коллективного утешения.