15 августа Бену Аффлеку исполняется 49 лет. По случаю дня рождения знаменитого бостонца мы решили составить рейтинг наиболее значимых экранных работ артиста и убедились в его эклектичном подборе ролей.
Разгар Беннифер — глупейшая комедия про роман незадачливых преступников. Фильм провалился в прокате и у критиков, химия Аффлека и Дженнифер Лопес за пределами экранов спасти проект не смогла, как те ни пытались (совсем не похоже). Спустя 18 лет, в 2021-м, пара снова возобновила отношения — остаётся надеется, что подобных осечек в кино они себе и друг другу позволять больше не станут.
По иронии судьбы ещё один «флоп» Аффлека-старшего случился в том же злополучном 2003-м. Задолго до Брюса Уэйна был незрячий адвокат Мэтт Мёрдок, приобретавший сверхспособности ночью и карающий злодеев. Вполне возможно, что на момент выхода смотрелся фильм инновационно, но даже без смешных спецэффектов и с нулевой сценарной подоплёкой Аффлек гнёт деревянную линию и производит совершенно удручающее впечатление. Спустя декаду перед Сорвиголовой извинится Netflix в виде увлекательной и кровавой супергеройской драмы, а на замену Аффлеку придёт куда более заинтересованный британец Чарли Кокс.
Почти те же выходные данные, но с более серьёзным окрасом Аффлек продемонстрировал у Зака Снайдера. Защитник Готэма никак не вяжется с доверительной харизмой и домашним обаянием Аффлека. Из-за гиперответственности перед ордой фанатов состояние актёра, казалось, только ухудшалось. Во время съёмок и промотура он переживал расставание с Дженнифер Гарнер и безуспешно проходил лечение в рехабе от алкоголизма. Нанёс ли урон Бэтмен, узнать невозможно, но ноша была однозначно непомерной, хоть и довольно предсказуемой на бумаге.
После проявленного сценарного дара Голливуд отчаянно захотел сделать из Аффлека суперзвезду по типу Тома Круза. Одним из первых блокбастеров стал «Армагеддон» Майкла Бэя про спасение Земли от астероида — с намеренно алогичным сценарием, выкрученным до предела патриотизмом, бывалым Брюсом Уиллисом и саундтреком Aerosmith. Аффлеку, впрочем, в оранжевом костюме космонавта вполне комфортно, как и в других изысканиях Бэя (см. «Перл Харбор»). Дерзость, красота, уверенность в завтрашнем дне — фундамент для будущих экшен-проектов Аффлек заложил именно здесь, эпично шагая под I Don’t Wanna Close My Eyes (и пусть подождут).
Быть актёром под руководством Терренса Малика — миссия зачастую невыполнимая. Отрицательным опытом среди прочих делились Шон Пенн и Кристофер Пламмер, отмечавшие среди недостатков руководства отсутствие в фильмах постановщика чёткого сценария, пространные речи, недосказанность и непонятность персонажей. Аффлек всё же согласился присутствовать в кадре супружеской драмы «К чуду», снятой сразу после успеха в Каннах «Древа жизни». Его персонаж переживает нелёгкие времена в отношениях с француженкой (Ольга Куриленко), параллельно встречает подругу детства (Рэйчел МакАдамс) и ищет ответы у священника (Хавьер Бардем).
За попытку однозначный плюс в карму: терзания переданы Аффлеком точно, и хотя сам фильм пострадал от излишней изворотливости даже по меркам Малика, видеть смело проявленную актёром меланхолию, заражающую любовь и потерю неожиданно и похвально.
Второй режиссёрский проект Аффлека после «Прощай, детка, прощай» и первый, где Аффлек сам присутствует на экране в главной роли. Родной для актёра Бостон светит всем одинаково: не от хорошей жизни идущие на дело грабители, парад смешных акцентов и в целом мрачное изучение природы человека на краю существования, находящего в бездне время для любви. Кино несколько затянутое, но, учитывая тройную роль Аффлека в нём (в том числе соавтор адаптированного сценария), отметить преданность делу и магнетическое присутствие определённо стоит.
Лента Ричарда Линклейтера запустила карьеры Мэттью МакКонахи, Паркер Поузи и частично Миллы Йовович. Аффлек к тому моменту уже засветился на экране в «Школьных узах», откуда перенял образ громилы и буллера, угрожавшего одноклассникам и кому помладше. Появление его проходит красной линией через весь фильм и олицетворяет неподдельный ужас, с которым сталкивался каждый второй подросток. До жути знакомые, как из реальной жизни взятые черты негодяя схвачены настолько достоверно, что забываешь переводить дыхание и только потом с облегчением вспоминаешь, что сам из школы давно вышел, теперь с битой гоняется жизнь.
Криминально обставленный академией в режиссуре (его даже не номинировали, хотя до этого фильм собрал все возможные награды) «Арго» держится в резюме Аффлека особняком — и не только как лауреат трёх «Оскаров», включая «лучший фильм». Прикидываясь режиссёром вымышленного сай-фая, главный герой Тони Мендес должен освободить работников посольства США в разгар Иранской революции. Разряд высоковольтный, микс, как и программы обеих стран, ядерный, из намотанных нервов аудитории можно связать не одни рукавицы. Кино неплохо состарилось, хотя некоторые претензии (например, преувеличение той опасности, в которой находились герои) к нему по-прежнему резонны.
Дебютный сценарий Аффлека и Мэтта Дэймона, за который оба сенсационно получили «Оскар». Даже если актёрски в роли друга главного героя Аффлек задействован здесь не так сильно, как тот же Дэймон или Робин Уильямс (тоже «Оскар»), неподдельная связь лучших товарищей всё равно ощутима. Настоящий бенефис Аффлека, почти незаметный, происходит в эпизоде, где его персонаж Чаки, строитель, убеждает Уилла, математического гения, не отказываться от собеседований на работу. Он называет «лучшим моментом своего дня» десять секунд ожидания у дома Уилла, в которых проскальзывает желание больше никогда не увидеть своего друга. Это будет означать, что тот уехал в погоне за мечтой и обязательно её исполнит.
Совсем не прошедшая бы проверку на уважение чувств верующих лента Кевина Смита рассказывает о двух падших ангелах, обманным путём пытающихся пробраться обратно в рай. После золота и успеха «Хантинга» дуэт Дэймона и Аффлека решил конкретно попрать все каноны и поучаствовать в уморительном погружении в ад на земле. Согласно той самой догме, добиться обратного входа в Эдем можно лишь путём полного уничтожения всего живущего. Стоит ли говорить, что персонажи предпримут всё, чтобы это свершилось, щеголяя крыльями и латами, пердя и отпуская шутки про геев, Ватикан и темнокожих апостолов, выписанных из библейской истории. Кайфово-смятенные времена нашли достойных учеников.
Карьерный пик случился вместе с мастером троллинга Дэвидом Финчером — вряд ли Аффлек догадывался, насколько тотемным для него самого окажется персонаж Ник, обманутый муж, угодивший в психологическую ловушку жены-писательницы (Розамунд Пайк). Поставив на добродушного с виду Бена, режиссёр не прогадал. И хотя все лавры заслуженно отошли антигероине, экранные поиски Аффлека и постепенное понимание ужаса ситуации, в которой он окончательно затвердел, восхищают.