В Сети только и разговоров, что о чернокожей Русалочке. Очередной ремейк «Диснея» задел особенно «чувствительную» публику за живое — еще до выхода картина получила баснословное количество дизлайков. Мы решили подвести промежуточные итоги работы конвейера по перевыпуску и попытаться разобраться, так ли удачно у студии в целом получается капитализировать ностальгию по классическим анимационным лентам, и расставили результаты работы от худшего к лучшему.
14-е место
Фильм британского режиссера Гая Ричи является практически покадровым ремейком одноименной анимационной ленты 1992 года. Оказавшись в добровольном рабстве у «Диснея», Ричи даже не попытался добавить новому «Аладдину» части собственного авторского колорита: картина не переосмысляет сюжет и не предлагает зрителю ничего нового. Уилл Смит в роли Джинни стал достойной заменой покойному Робину Уильямсу, чьим голосом говорил персонаж мультфильма. При этом его сольная песня Friend Like Me, написанная специально для нового «Аладдина», стала лучшим музыкальным номером в картине, обойдя в том числе и легендарную A Whole New World в исполнении Наоми Скотт и Месы Масуда, которая определенно блекнет перед версией Пибо Брайсона и Реджины Белль. На этом, пожалуй, плюсы «Аладдина» заканчиваются.
«Кристофер Робин» Марка Форстера, в отличие от большинства фильмов в этом списке, не является ребутом диснеевской классики, напротив, эта картина — своего рода переосмысление истории, написанной Аланом Милном. Сюжет сфокусирован на повзрослевшем Кристофере Робине (Юэн МакГрегор), который успел возмужать, завести собственную семью и практически полностью позабыть преданных друзей из детства. По мере развития событий главный герой воссоединяется с Винни-Пухом, который помогает ему найти гармонию со своим внутренним ребенком и обрести душевный покой. И, несмотря на достаточно затейливую фабулу, во многом повторяющую «Капитана Крюка» Стивена Спилберга, «Кристофер Робин» имеет ряд значительных недостатков. В первую очередь, это, конечно, компьютерная графика, которая еще на этапе препродакшена вызывала много критики со стороны зрителя: говорящие игрушки в фильме совсем не похожи на тех милых зверушек из мультфильма и вряд ли способны вызвать у кого-то прилив симпатии, а ведь именно в них и заключается главное очарование сказки Милна.
«Мулан» — слишком навязчивая попытка капитализировать чувство вины Disney перед китайской аудиторией. Довольно прогрессивная анимационная лента 1998 года расстроила и разозлила жителей Поднебесной: героиня баллад поет на войне песенки, а священный дракон извергает не огонь, а не самые удачные шутки. В результате студия решила сделать декоративный и ряженый, но заземленный пересказ мультфильма: фемоптику зачем-то подкрепила избранность (Мулан теперь джедайка!), дракон и романтический интерес Ли Шанг исчезли, а война превратилась в бескровный ритуал танца с мечами. Китайская публика вновь не слишком сильно прониклась адаптацией линии жизни легендарной воительницы, а прочие зрители так и не поняли, для кого рассказана история: очередная попытка угодить всем не угодила никому.
«Леди и Бродягу» частенько называют худшей из попыток «Диснея» понежиться в лучах былой славы: проходной проект даже миновал кинотеатры, прямиком отправившись на сервис Disney+. Но радикальная оценка справедлива лишь отчасти: в отличие от прочих масштабных проектов, которые рассчитаны на самую разноплановую аудиторию, «Леди и Бродяга» — компактный сувенир для самых маленьких, детей дошкольного возраста. Едва ли возможно иначе: попробуйте на полном серьезе представить художественный фильм, в котором хозяин итальянского ресторана несет псам пасту с фрикадельками, — едва ли получится (мы же не в 90-х: времена славы «Бетховена» и «Бинго Бонго» прошли). Разумеется, сочетание съемок настоящих собачек и графики речевого аппарата далеко не всегда выглядит удачно, но за призыв брать взрослых псов из приюта в дом прощаем «Леди и Бродяге» всё!
«Малефисента», снятая по мультфильму «Спящая красавица» 1959 года, стала первым live-action ремейком «Диснея» с радикально иным подходом к исходному материалу. Вопреки ожиданиям, главной героиней фильма стала не очаровательная принцесса Аврора, а темная волшебница Малефисента в исполнении Анджелины Джоли. Создатели картины по большому счету попытались рассказать старую сказку на новый лад, сместив акценты на харизматичную антигероиню и ее трагическую историю, оставшуюся за кадром классической анимации. «Малефисента» сильна и слаба своей визуальной стороной — местами компьютерная графика в картине выглядит откровенно неуместной и даже чрезмерной. Из-за этого «Малефисента» теряет ниточку реальности в диалоге со зрителем, лишая его возможности импонировать достаточно психологичному сюжету о травме и материнстве.
«Алисе в Стране чудес» и Тиму Бертону суждено было встретиться в кино, но, вероятно, точка пересечения в координатах Disney была не лучшим выбором. Заслуженная сценаристка студии Линда Вулвертон сделала ставку на своеобразное продолжение, вроде того как обыгрывалось возвращение Кристофера Робина к любимым игрушкам. Побег в мир детства — главная ностальгическая сила бесконечных ремейков, но вникать в суть пророчества и ход поединка Алисы с Бармаглотом за почти два часа становится утомительно. «Алиса в Стране чудес» — пиршество визуального наслаждения: Миа Васиковска очаровывает фарфоровой бледностью, Джонни Депп танцует джигу-дрыгу, а Хелена Бонэм Картер отлично раздает приказы. Но все же фильм похож на калейдоскоп сцен и отдельных эпизодов, которые не складываются в единый нарратив.
В отличие от Гая Ричи, Тим Бертон в своем ремейке «Дамбо» все-таки не стал отказываться от узнаваемого режиссерского стиля, наполнив сказку о маленьком ушастом слоненке довольно мрачными размышлениями о вечно кочующих циркачах со сломанными судьбами. В live-action ремейк «Дамбо» добавлено множество новых персонажей, которые тем не менее выглядят в фильме как красиво одетые и причесанные манекены с парой ярких, но не запоминающихся сцен в кадре. По всей видимости, Бертон пытался добавить в «Дамбо» простых человеческих историй, душевность которых была потеряна где-то в ходе финального монтажа.
Последний из вышедший ремейков стал еще одним абсолютно необязательным пересказом хрестоматийной истории о деревянной кукле, которая мечтала стать настоящим мальчиком. В «Пиноккио» Роберта Земекиса стремление к тотальному слиянию с оригинальной анимацией пошло дальше всех остальных live-action ремейков. С помощью современных технологий все основные персонажи мультфильма получили идентичные 3D-версии — подобный прием, к слову, уже использовался в другом проекте Земекиса, «Кто подставил Кролика Роджера». Однако, несмотря на все усилия визуальной стороны, новый «Пиноккио», так же как и все остальные перезапуски «Диснея», страдает от отсутствия идей. При этом попытка Земекиса «осовременить» месседж фильма и достучаться до зрителей поколения Z выглядит максимально неуместной.
Откровенно говоря, кроме того что уже сказано всеми и везде про «Короля Льва», и добавить нечего: «Гамлет» от «Мира животных» внушает почтение сокрушающими красотой пейзажами саванны и невероятно пугает артикуляцией зверей. Чрезмерная натуралистичность (дикие животные должны драть друг друга в клочья, а не дружить) убивает сказку, но вновь противоречия чинит знакомая музыка Элтона Джона и Тима Райса и новые аккорды Ханса Циммера. «Король Лев» всегда занимал особенное место на иконостасе Disney: адаптацию истории Симбы ждали сильнее всего, и потому картине все прощается — непогрешимый оригинал дарует индульгенцию на любые метаморфозы.
«Красавица и Чудовище» — до обидного средняя адаптация одного из всеобще любимых мультфильмов «Диснея». Режиссеру Биллу Кондону удалось создать феерически нарядную, ультимативно музыкальную и яркую барочную сказку: Эмма Уотсон — идеальная Белль, желтое бальное платье стало еще изысканнее, а добавленные сюжетные обстоятельства не кажутся вымученными или излишними. Но плюсы как будто рассеиваются в масштабах конвейерного производства, а перегруженное действие порой походит на спектакль областного ТЮЗа. Становится жаль Уотсон, которая почти весь хронометраж провела наедине с зеленым экраном и мячиками, обозначающими партнеров: в отличие от мультфильма, в live-action версии действительно ждешь, когда Чудовище превратится в Дэна Стивенса — косматый зверь вышел не слишком обаятельным. Как и всегда, спасает музыка: Tale As Old As Time в исполнении Эммы Томпсон лечит душу.
Спешим напомнить, что порочная тяга к пересъемкам — не веяние последнего десятилетия. Будем вести отсчет с 1996 года и ленты «101 далматинец» — пересказа мультфильма 1961 года с незначительной трансформацией деталей сюжета. Впрочем, можно посчитать проект не ремейком, а еще одной адаптацией одноименного романа Доди Смит.
Пожалуй, удачу Стивена Херека предопределил оптимально решенный вопрос с говорящими собаками: они молчат. В те времена, пока Сеть еще не наполнилась видео с забавными зверушками, «101 далматинец» был отличной возможностью поглядеть на милых песиков, которые несутся по следу щенят. Фильм сегодня выглядит бесконечно детским, упрямо сентиментальным и бескомпромиссно старомодным (то есть как любимое кино из 90-х), а Гленн Клоуз в очередной раз поражает амплитудой таланта. Немного расстраивает расстановка приоритетов и демонизация женщины, которая выбирает карьеру, а не семью, но будем считать, что это налог на время. Чуть не забыли: подручных Круэллы Джаспера и Хореса сыграли Хью Лори и Марк Уильямс — сам факт забавнее, чем гэги, которые они вытворяют.
«Книга джунглей» режиссера Джона Фавро — один из немногих диснеевских ремейков, которые получили практически поголовную любовь как зрителей, так и критиков. Картину особенно хвалили за отличное графическое изображение персонажей (Энди Серкис нервно курит в сторонке), а также абсолютно феноменальную озвучку. В отличие от стерильного «Короля Льва», «Книга джунглей» не боится быть по- настоящему разноплановой, черпая вдохновение не только из мультфильма 1967 года, но и из оригинального сборника рассказов Редьярда Киплинга. Животных в «Книге джунглей» также не пытаются сделать чрезмерно реалистичными — и это определенно плюс, поскольку на примере того же «Короля Льва» мы прекрасно знаем, к чему может привести огульное стремление превратить фильм в пародию на программу National Geographic.
Как и «Малефисенту», «Круэллу» нельзя однозначно назвать ремейком: фильм поддерживает тренд на очеловечивание злодеек и добавление персонажам второго дна. Стоит признать, что мотивация мести и кровожадные далматинцы — самая слабая часть ленты: оставим обстоятельства потерь и твисты на совести группы сценаристов, а похвалу прибережем для актерского состава и режиссера. Крэйг Гиллеспи хулигански любуется героиней, а Эмма Стоун буквально купается в отрицательном обаянии модельерки-воровки. Столь упоительному отношению к материалу невозможно сопротивляться, а уход от канонов Disney (не только сюжетных, но и стилистических) «Круэлле» явно идет на пользу. Среди прочих равных именно биография мисс Девилль лучше всего встраивается в поп-культурный климат XXI века и переосмысление судьбы знакомых лиц. Фильму осталось лишь пройти проверку временем (и, вероятно, сиквелом).
На протяжении долгих лет «Золушка» Кеннета Браны продолжает оставаться «золотым стандартом» среди всех live-action ремейков «Диснея». Совершенно неожиданным образом фильм с участием Кейт Бланшетт, Ричарда Мэддена, Лили Джеймс и Хелены Бонем Картер умудряется быть и ностальгической сказкой о Золушке, которую каждый из нас помнит с малых лет, и очаровательной костюмной мелодрамой со своим собственным «голосом» и подходом к изображению давно знакомых персонажей. Картонная принцесса с тяжелым детством превращается в добросердечную молодую женщину с собственным видением мира и отношением к нему. Немногословный и инфантильный принц из оригинала получает определенную долю самостоятельности и небольшой хронометраж на выражение собственного мнения относительно всей этой неразберихи с туфелькой. Даже мачехе в исполнении Кейт Бланшетт достаются пять минут славы, за которые актриса по традиции умудряется уделать всех коллег по съемочной площадке.