Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Рейтинг всех фильмов, снятых по сценарию Аарона Соркина — от худшего к лучшему

Сегодня 60 лет исполняется Аарону Соркину — великому голливудскому сценаристу, успешно переквалифицировавшемуся в режиссеры. По такому поводу мы вспомнили все работы, в которых Соркин принимал участие как сценарист, и расставили их от худшей к лучшей.

Добавить в закладки
Рейтинг всех фильмов, снятых по сценарию Аарона Соркина — от худшего к лучшему

13-е место

Николь Кидман в роли Трэйси Кеннсингер на кадре из фильма «Готова на все»

Николь Кидман в роли Трэйси Кеннсингер на кадре из фильма «Готова на все»

После дебютных и успешных «Нескольких хороших парней» Соркина ждали новые голливудские проекты. «Готова на всё», судя по задумке, должна была стать запутанным триллером, где каждые 10 минут происходят безумные твисты, а герои раскрываются для зрителя с новой стороны на протяжении всей истории. Вышло, как можно понять, не только до абсурдного сложно, но и попросту глупо. Сценарий Соркина и режиссура Харольда Беккера (а ещё, само собой, перформансы Болдуина с Кидман) спасают это кино от абсолютного провала, хотя индивидуального мастерства, как известно, мало. Ни изящных диалогов, ни саспенса, ни даже целостного жанрового сюжета — одна большая бульварная безделушка, которая с таким же успехом могла затеряться в магазине видеопроката на самой окраине города, если бы не громкие имена.

12-е место

ом Хэнкс в роли Чарльза Уилсона  на кадре из фильма «Война Чарли Уилсона»

Том Хэнкс в роли Чарльза Уилсона  на кадре из фильма «Война Чарли Уилсона»

Не самый, в общем-то, выдающийся фильм, написанный Соркиным, хотя и плохим его назвать тоже трудно. Ушлый конгрессмен Чарли Уилсон (Том Хэнкс) проводит дни в окружении красоток и алкоголя, но, когда сталкивается с суровой реальностью афганской войны, его жизнь круто меняется. Вообще это кино с таким же успехом мог снять и Спилберг, но едкие саркастические нотки соркиновского скрипта делают эту рафинированную драму о человеке, который впервые в жизни захотел по-настоящему изменить мир, особенной. В контексте фильмографии сценариста кино выглядит аутсайдером на фоне «Социальной сети» или «Стива Джобса», но если вы большой любитель авторского слога, то «Война Чарли Уилсона», по-своему смешная и трагичная, может оказаться для вас приятным неогранённым алмазом.

11-е место

Майкл Дуглас в роли Президента Эндрю Шеперда  на кадре из фильма «Американский президент»

Майкл Дуглас в роли Президента Эндрю Шеперда  на кадре из фильма «Американский президент»

Роб Райнер сотрудничал с Соркиным ещё при создании «Нескольких хороших парней», но его вторая коллаборация с автором закончилась не так удачно. Это кино, рассказывающее о закулисной жизни американского президента Эндрю Шепарда в исполнении Майка Дугласа, считается чуть ли не одним из худших текстов сценариста. Мы с таким утверждением, впрочем, не согласны. Во-первых, потому что сама по себе задумка картины позже переросла в «Западное крыло» — мастерскую драму о жизни и проблемах администрации страны (считается, что кто-то посоветовал Соркину убрать всю мелодраматическую часть из сценария «Американского президента», чтобы получился, в общем-то, достойный фильм). Во-вторых, потому что типаж Шепарда по- прежнему смотрится свежо: человек, оказавшийся перед сложным выбором, карьера или личная жизнь, — чем не заглавный персонаж нашего безумного нового времени?

10-е место

Джессика Честейн в роли Молли Блум на кадре из фильма «Большая игра»

Джессика Честейн в роли Молли Блум на кадре из фильма «Большая игра»

От режиссёрского дебюта Соркина, откровенно говоря, ждали многого. Возможно, проблема в слишком высокой зрительской планке — для первой работы «Игра Молли» очень неплоха, но в ряду с другими авторскими текстами она действительно смотрится заурядно. Возможно, дело ещё и в том, какую историю для своей постановки выбрал сценарист: скандал личности и государства, подпольные игры, наконец, сюжет о сильной женщине, противостоящей всему миру. По отдельности все элементы в ней работают безотказно (чего стоит шикарный ироничный оппенинг, где Молли рассказывает о своей спортивной травме и дальнейшей карьере), но стоит им начать связываться в общую историю, как изящность соркиновского текста неожиданно теряется.

9-е место

Джефф Дэниэлс в роли Уилла Макэвоя на кадре из фильма «Служба новостей»

Джефф Дэниэлс в роли Уилла Макэвоя на кадре из фильма «Служба новостей»

В конце 2019-го, когда пришло время подводить итоги не только года, но и прошедшего десятилетия, многие вспомнили про «Службу новостей» Аарона Соркина, которая в течение трех лет шла на HBO. Дело не в том, что все внезапно вспомнили о недооцененном в свое время шедевре, напротив — окончательно осмыслили его феномен и какую-никакую важность: в 2010-х это был чуть ли не единственный проект о современной журналистике, поэтому представителям той же профессии, западным журналистам, он предоставил редкую возможность критиковать индустрию, не называя имен коллег, а прикрываясь героями сериала. И это, наверное, единственное достоинство сериала, который за семь лет очень плохо состарился и еще заметнее обнажил все минусы сценарной работы Аарона Соркина: высокомерие, манипулятивность, самоповторы, совсем уж фантастические ванлайнеры и пулеметные споры, в которых Соркин спорит с сам с собой и… очевидно, побеждает.

8-е место

Том Круз в роли Дэниела Кэффи на кадре из фильма «Несколько хороших парней»

Том Круз в роли Дэниела Кэффи на кадре из фильма «Несколько хороших парней»

Когда Соркин ещё не был известным, сценарий для «Нескольких хороших парней» он набрасывал прямо на рабочем месте — на салфетках в одном из баров. В таких необычных условиях родилась сначала нашумевшая пьеса, а после — и фильм Роба Райнера про двух морпехов, которых судят за убийство товарища. «Несколько хороших парней» — это мастерски написанная судебная драма, где что ни диалог, то продуманная в деталях словесная перестрелка. Том Круз защищает молодых солдат и противостоит всей армейской верхушке, скрывающей страшную тайну. Фильм можно назвать ещё и прото-«Чикагской семёркой»: множество реплик и ситуаций перекочуют в последнюю режиссёрскую работу Соркина, а авторский пафос только усилится.

7-е место

Джош Чарльз в роли Дэна Райделла на кадре из фильма «Ночь спорта»

Джош Чарльз в роли Дэна Райделла на кадре из фильма «Ночь спорта»

За год до важнейшего в карьере «Западного крыла» Аарон Соркин выпустил практически авторскую комедию о буднях работников спортивной телепрограммы — Соркин написал сценарий почти ко всем эпизодам первого сезона «Ночи спорта», что даже по нынешним стандартам выглядит как подвиг. Опять же это не самый известный в России сериал (как и «Западное крыло»), но тепло любимый американскими зрителями, которые были изрядно расстроены его скорым закрытием после второго сезона. А вот Аарон Соркин был не против и даже не стал бороться за поиск нового канала для сериала — он проработал с «Ночью спорта» год, понял правила, преимущества и недостатки эпизодических сценариев и полученные знания применил, развил, а где-то и нагло повторил в «Западном крыле».

6-е место

Мэттью Перри в роли Мэтта Алби на кадре из фильма «Студия 60»

Мэттью Перри в роли Мэтта Алби на кадре из фильма «Студия 60»

После негласного, но болезненного увольнения из «Западного крыла» Аарон Соркин вернулся на ТВ только через три года — в 2006 году вышла драмеди «Студия 60 на Сансет Стрип». Что было интересно уволенному за возможные проблемы с наркотиками сценаристу? Правильно — сделать сериал о том, как канал возвращает к работе уволенного за проблемы с наркотиками гениального сценариста; правда, герой возвращался к созданию не политического, а комедийного сериала. «Студия 60» продержалась в эфире всего один сезон, но в историю ТВ вошла как крайне недооцененный сериал, реалистично переносящий на малый экран закулисье комедийного ТВ. Ну и не стоит забывать, что Соркину просто не повезло: в том же году вышла «Студия 30», которая не только рассказывала о тех же самых процессах создания комедии, но и делала это намного понятнее обычному зрителю и, как следствие, намного успешнее.

5-е место

Промокадр сеиала «Западное крыло»

Промокадр сеиала «Западное крыло»

«Западное крыло» можно встретить в любом топе величайших сериалов в истории, хотя в России о нем знает не так много людей. В конце 90-х сериал с простым на бумаге концептом «показать две минуты до и после того, что мы обычно видим на CNN» взорвал зрителям мозг — они смогли попасть за кулисы Белого дома и следить за тем, как сотрудники решают государственные кризисы, справляются с терактами и улучшают жизнь обычных граждан, попутно влюбляясь и ссорясь друг с другом. Казалось бы, либеральная фантазия самого Соркина об идеальной администрации, где работают добрые, умные и вежливые люди, без излишнего национализма верящие в американское превосходство, но каким же искренним и влиятельным получился сериал. Причем повлиял сериал не только на телевизионную индустрию, в которой начали давать зеленый свет драмам, напичканным профессиональным жаргоном, но и на зрителей. Ретроспективно принято считать, что именно «Западное крыло», выходившее в эфир во времена Буша, воспитало демократов нового поколения и навсегда изменило их представление о том, каким должен быть президент страны. Собственно, поэтому во времена президентства Дональда Трампа к сериалу резко возрос интерес зумеров.

4-е место

Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса

Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса

В «Стиве Джобсе» Аарон Соркин представил, возможно, свой лучший сценарий — смелый по композиции шедевр, который заслуживает места в пантеоне самых изобретательных голливудских байопиков. Вместо скучного пересказа жизни Стива Джобса здесь представлено всего 16 лет, а точнее, три главные презентации Apple (1984, 1988 и 1998 гг.), в эпицентре которых находился гениальный основатель компании. Каждая идет около получаса и отлично стилизована для передачи атмосферы эпохи, а главное — по максимуму забита важной информацией и флешбэками, которые раскрывают отношения Джобса с коллегами и семьей. Сейчас кажется, что фильм выпустили чересчур рано — если бы он вышел не через четыре года после смерти Джобса, а сейчас, на десятую годовщину, его бы непременно оценили по достоинству.

3-е место

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Когда «Социальная сеть» выходила на большие экраны, Facebook существовал всего лишь шесть лет, а Марк Цукерберг был просто «самым молодым миллиардером в истории», а не обнаглевшим богачом-монополистом. Тогда многим казалось, что даже дуэту Дэвида Финчера и Аарона Соркина не получится рассказать взвешенную историю о совсем недавнем прошлом — более того, за выбор проекта над обоими изрядно смеялись. Сейчас никто не смеется: «Социальная сеть» заслуженно считается не только одним из главных фильмов XXI века, но и просто фильмом, мастерки осмыслившим наше столетие, которым будут править обиженные на весь мир вундеркинды и IT-гении с амбициями Макиавелли. «Социальная сеть» вполне могла быть на вершине топа сценарных работ Аарона Соркина, но это скорее их общее с Дэвидом Финчером достижение — тот, в отличие от Соркина-режиссера, прекрасно понимает, когда нужно понизить градус высокомерия соркинских диалогов и быть чуть менее экспрессивным. Неудивительно, что во время разговоров о возможном сиквеле «Социальной сети» Соркин прямо говорит, что готов приступить к работе, но при условии, что постановкой займется Финчер.

2-е место

Эдди Редмэйн в роли Тома Хейдена на кадре из фильма «Суд над чикагской семёркой»

Эдди Редмэйн в роли Тома Хейдена на кадре из фильма «Суд над чикагской семёркой»

Один из лучших фильмов 2020-го и по совместительству многократный номинант на «Оскар». Любопытно, как «Семёрка», самое что ни на есть американское кино об американских реалиях, точно попадает в контекст современного СНГ. Протестующие с абсолютно разными идеологиями попадают на одну скамью подсудимых и вынуждены чуть ли не самостоятельно доказывать свою невиновность судье-самодуру. Они против всей страны. За ними только правда и миллионы сочувствующих граждан, но всё это не имеет значения, если у врага в руках изменчивый закон. В судебном зале разворачивается настоящая война: люди кричат, устраивают перформансы, а вечером, в ожидании нового заседания, продумывают дальнейшую стратегию. Болтовня никогда не была настолько увлекательной и напряжённой, а американская история — настолько похожей на недавние события вокруг нас самих.

1-е место

Брэд Питт в роли Билли Бина на кадре из фильма «Человек, который изменил всё»

Брэд Питт в роли Билли Бина на кадре из фильма «Человек, который изменил всё»

Самый пронзительный текст Соркина — настолько же, на первый взгляд, сбивающий с толку всеми бейсбольными терминами, насколько и понятный ближе к финалу. Вскоре становится ясно, что о спорте зрителю вообще ничего не нужно будет знать: лучше даже погрязнуть в этой череде наименований, игровых позиций и немотивированных трансферов, которыми Билли Бин (Брэд Питт) удивляет всех акционеров команды.

«Человек, который изменил всё», с одной стороны, рассказывает о классических спортивных проблемах — упорстве, тяжком бремени аутсайдера, боли от неудач. С другой — все эти истории можно с таким же успехом переложить и на обычную жизнь. Билли Бин олицетворяет собой уверенность, прямолинейность и, что важнее, верность — свойства, по версии Соркина и Беннетта Миллера, не способные привести к успеху, но позволяющие остаться честным прежде всего перед самим собой. Если Цукерберг добивается славы, потеряв всех друзей, а Молли вступает в конфликт с государством, то персонаж Питта довольствуется такой редкой в наше время внутренней гармонией.


Текст: Алихан Исрапилов, Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?