25 августа нордическому шведскому принцу Александру Скарсгарду исполняется 46 лет. Актер, широко известный своей страстью к ролям отъявленных злодеев, в жизни гораздо больше напоминает божий одуванчик.
И тем не менее, памятуя о любимом амплуа старшего из братьев Скарсгардов, мы решили составить рейтинг его самых запоминающихся экранных антагонистов, остановившись на каждом поподробнее.
Персонажа Майкла из «Меланхолии» Ларса фон Триера сложно назвать однозначно плохим человеком. И все же как будущий муж страдающей от депрессии Жюстин (Кирстен Данст) он однозначно не состоялся. Вместо того чтобы поддержать девушку, находящуюся в тяжелом эмоциональном состоянии, Майкл практически насильно принудил ее «быть счастливой». Увы, план по лечению депрессии демонстративно пышной свадьбой не состоялся. Сам же Майкл, оказавшись на обочине собственного торжества, предсказуемо ускакал в закат, оставив страдающую жену в одиночестве. Как говорится «и в горе, и в радости».
«Война против всех» Джона Майкла МакДоны — один из тех фильмов, в которых даже самые отъявленные бандиты кажутся хоть немного, но симпатичными. Александр Скарсгард, которому досталась роль Терри Монро, продажного копа из Альбукерке, умудрился превратить классического антигероя в действительно привлекательного парня, за будущее которого так или иначе переживаешь. При этом Монро очевидно не знаком с понятиями профессиональных и этических границ: в своем стремлении добиться желаемой цели он без стеснения шантажировал, запугивал и даже предавал самых близких людей. К счастью, по ходу развития сюжета Терри мало-мальски набрался ума и даже встал на путь света.
В дебютной картине Мариэль Хеллер Скарсгард вновь сыграл парня по фамилии Монро. На этот раз — усатого бойфренда Шарлотты (Кристен Уиг), матери-одиночки, воспитывающей двух дочерей: 15-летнюю Минни (Бел Паули) и 10-летнюю Гретель. Здесь важно отметить, что события фильма разворачиваются в середине 70-х, в период расцвета сексуальной революции, когда люди только начали познавать свободу самовыражения, но еще не совсем научились выстраивать границы. По сюжету Монро начал крутить тайный роман с Минни, обучая ее «премудростям» взрослой жизни, но на деле просто пользуясь ее молодостью и наивностью. Персонажа Скарсгарда сложно назвать монстром — ближе к финалу «Дневника девочки-подростка» он раскрылся как глубоко сломленный мужчина, так и не вышедший из состояния инфантильного подростка. И все же на звание «папы года» он тоже определенно не претендовал.
Очевидно, этот рейтинг был бы неполным без роли очередного психопатического религиозного фанатика, который является обязательной графой в резюме каждого современного актера с амплуа злодея. В «Группировке “Восток”» Александру Скарсгарду досталась роль Бенджи, невыносимо сексапильного лидера анархистской группировки, занимающейся радикальной защитой окружающей среды. И несмотря на то, что сам Бенджи старался держаться подальше от любой «грязной работы», его мрачная харизма и масштаб влияния действительно пугали.
Обворожительный Эрик Нортман из «Настоящей крови» по сей день остается одним из самых знаковых кинообразов Александра Скарсгарда, который, по сути, вознес его до статуса настоящей звезды Голливуда. И было за что. Несмотря на свое вампирское происхождение, Нортман — личность крайне неоднозначная, глубоко эволюционирующая на протяжении всех сезонов сериала. И если в начале «Настоящей крови» он был откровенным порождением зла, то ближе к концу шоу превратился в героя если не с чистой, то как минимум с по-настоящему любящей душой. Увы, Сьюки все равно предпочла ему Билла.
Дебютная драма Ребекки Холл рассказывает историю двух темнокожих женщин, Клэр (Рут Негга) и Ирен (Тесса Томпсон), которые пытаются интегрироваться в страдающее от токсичного расизма общество 20-х годов. Александр Скарсгард в фильме сыграл Джона, супруга Клэр. Он, конечно же, ничего не знал о ее афроамериканском происхождении, поскольку женщина большую часть жизни выдавала себя за «белую». На протяжении всего фильма Джон извергал не самые политкорректные высказывания о превосходстве белой расы, а потом и вовсе напал на свою вторую половину, узнав тайну ее происхождения. Ярость Джона поистине не знает контроля, а его однополярное видение мира заслуживает лишь презрения.
В не самом лучшем ремейке культового фильма 1971 года Скарсгард исполнил роль Чарли Веннера, действительно плохого «бывшего», которому недостаточно пугающих эсэмэсок и сталкинга в Интернете. Веннер действовал по-крупному: сначала он изнасиловал свою экс-девушку, затем начал преследовать ее мужа, пытался убить сразу нескольких невинных людей, в том числе мальчика-инвалида, и, предположительно, задушил кошку. Несмотря на то что новое переосмысление «Соломенных псов» оказалось довольно слабым фильмом, образ Веннера так или иначе оседает в сознании зрителя. Примечательно, что этот персонаж в какой-то степени предопределил дальнейшую судьбу шведского актера, который в начале 10-х годов только начинал строить карьеру в большом кино.
В свое время перевоплощение Александра Скарсгарда в мужа-абьюзера оказалось настолько реалистичным, что критики без лишних слов отдали ему «Золотой глобус» за лучшую (худшую) мужскую роль второго плана. И правда, Перри Райт был идеальным портретом токсичного супруга — добропорядочного внешне, но чудовищно жестокого внутри. Манипуляции Райта были по-настоящему страшными, поскольку базировались не только на запугивании Селесты, героини Николь Кидман, но и на сексуальной эксплуатации. Кроме всего прочего, нездоровые отношения Перри и Селесты влияли на психическое здоровье их сыновей, которые так или иначе замечали проявление домашнего насилия со стороны отца. Сложно представить, что еще мог бы вытворить персонаж Скарсгарда, если бы его не убили в конце первого сезона.
Хуже уже точно не придумаешь. В новой экранизации «Противостояния» Стивена Кинга Скарсгарду достался образ Рэндалла Флэгга, эдакого олицетворения персонифицированного зла, проще говоря, самого настоящего дьявола, который поработил часть человечества после эпидемии смертельного вируса. И даже с учетом сомнительных художественных достижений сериала, Флэгг в исполнении Скарсгарда получился крайне колоритным — пугающим не столько жестокостью убийств, сколько психопатической непосредственностью, с которой они совершались. Его смертельно холодный взгляд из-под насупленных бровей также заслуживает отдельного упоминания.
Достойные злодеи, не попавшие в рейтинг: убийца, одержимый духом волка («Придержи тьму»), отец-нежить («Затаившись»), скорбящий мститель («Связи нет»), съеденный аллигатором финансовый махинатор («Как стать богом в центральной Флориде»), а также фанатик-психопат из (не)идеального мира будущего («Посвященный»).