Кино – это большой живой организм, который формируется, меняется, трансформируется вплоть до самого своего выхода на экран. Никто не возьмется предугадать в первый съемочный день, что в конечном итоге увидят зрители
Обычно с огромным удовольствием привлекающий больших звезд в свои проекты Стивен Спилберг от этой практики отошел, когда работал над «Инопланетянином». Объясняется отсутствие актеров первой величины очень просто – все внимание зрителей должно быть сосредоточено на отношениях детей с космическим пришельцем, на эмоциях, на чувствах, а не на внешнем виде известных лиц, заглянувших в кадр. Впрочем, совсем без звезд картина не обошлась, в кадре присутствует не кто иной, как Харрисон Форд. Правда, разглядеть его непросто, Спилберг вырезал почти все сцены с участием одного из любимейших своих актеров именно по той причине, что не хотел смещения акцентов на «несущественные» детали. В итоге в театральной версии картины от Форда остались только спина и голос, актер исполняет роль директора школы Эллиота.
Название фильма Лоуренса Кэздана как нельзя лучше подходит к той гамме чувств, что испытал Кевин Костнер, когда увидел финальный вариант монтажа картины «Большое разочарование». По сюжету ленты Костнер исполняет роль заводилы компании мальчишек, которых многое связывало в детстве, а теперь собрала вместе смерть всеобщего любимчика – красавчика Алекса (именно его роль досталась Костнеру). Актер старательно отработал все то, что было положено его персонажу по сценарию, отметился во множестве флешбэков и разыграл сцену суицида, но все эти труды пошли под нож. Перед зрителями Кевин Кострнер предстал лишь в одном эпизоде – лежащим в гробу. Обидно.
История путешествия Эрика Штольца назад в будущее может разбить сердце некоторых особенно впечатлительных читателей. Изначально рассчитанная на Майкла Джея Фокса роль досталась Штольцу только потому, что Фокс был занят в другом проекте. Штольц хоть и согласился играть, но с самого начала был не слишком уверен в правильности выбора – ему и персонаж не был близок, и на скейте он кататься не умел, да и тяготел к драме, тогда как от Марти требовался юмор и неуемная энергия. Съемочная группа промучилась пять недель, после которых по обоюдному согласию Земекис и Штольц расстались. Другой бы режиссер для экономии оставил что-то из отснятого материала, но Земекис полностью переделал все, что уже было сделано с участием Эрика Штольца. В результате от «Марти-первого» остался только кулак в одном из эпизодов. Какая-никакая, а память.
Первый актерский состав
Вуди Аллен известен своей скорострельностью – в год он стабильно выдает по фильму. Каждый раз старый любитель поворчать придумывает новую историю, но вот в 1987 году с ним, очевидно, случился творческий кризис, и Вуди снял один фильм два раза. Да, именно такая коллизия произошла с «Сентябрем», семнадцатой режиссерской работой Аллена. Постановщик снял фильм, затем забраковал полученный результат, переписал сценарий и заново снял картину, но уже с другими актерами. Больше того, снимая первый раз, Аллен умудрился забраковать Кристофера Уокена и взять на его место Сэма Шеппарда. Когда же пришло время пересъемок, то Шеппард оказался недоступен, и его место занял Сэм Уотерстон. Изменения коснулись и исполнителей почти всех остальных ведущих ролей. От такой путаницы голова пойдет кругом, неудивительно, что режиссер вновь остался недоволен результатом и даже грозился в третий раз снять то же самое кино, но увлекся новыми проектами.
Чего не хватало героине Мишель Пфайффер в знаменитой драме Джона Н. Смита «Опасные умы»? Ну, кроме костюма Женщины-кошки, в котором учительница могла бы по ночам бороться с наркопреступностью? Нам кажется, что ЛуЭнн – женщина вполне самодостаточная, так же думала сама мисс Джонсон, когда писала автобиографию, а затем и сценарий. И только продюсеры посчитали, что главной героине фильма не хватает… мужа. На почетную роль был приглашен Энди Гарсия, с ним было снято несколько сцен, которые на монтажном столе оказались нужными картине, как собаке пятая нога. Вся работа актера отправилась в мусорку. Впрочем, горевать Энди было не о чем, свой чек он получил, а дальше – хоть трава не расти.
Терренса Малика нельзя назвать самым располагающим к себе творцом, тем не менее звезды самого крупного калибра, расталкивая друг друга локтями, стремятся сняться хотя бы в эпизоде любой новой картины мэтра. И это при том, что никому не гарантировано то, что сыгранный персонаж вообще в конечном итоге появится на экране. Хлебнуть удовольствия работать с Маликом, а затем не увидеть себя даже в титрах довелось многим, но одна из самых показательных историй случилась с Микки Рурком, которому, на его взгляд, в «Тонкой красной линии» удалась одна из самых сильных работ в его карьере. Каково же было разочарование актера, когда все, на что оказалась годна его работа, – малюсенькая сцена, вынесенная в дополнительные материалы DVD-издания фильма. Режиссеру виднее.
Последний фильм Стэнли Кубрика получился той еще занозой в заднице для всех принимавших участие в его создании. Достаточно сказать лишь одно: картина входит в Книгу рекордов Гиннесса как снимавшаяся дольше всех, съемки продлились 400 дней. Исполнители главных ролей Том Круз и Николь Кидман подписали открытые контракты, то есть согласились сниматься столько, сколько скажет Кубрик, и наверняка пожалели об этом – их брак улетел под откос. Другие актеры, может, и хотели сниматься, но вписаться в странный график Кубрика не смогли. Так, Харви Кейтель снялся в роли Виктора Циглера в нескольких сценах, но затем вынужден был площадку покинуть ради иного проекта. Кубрик заменил актера на Сидни Поллака. Дженнифер Джейсон Ли повезло еще меньше – она свою работу выполнила полностью, однако затем режиссеру захотелось переснять некоторые сцены, но Ли уже была занята в другом фильме. Кубрик уговаривать никого не стал, просто выкинул Ли из коллектива и снял в той же роли Мари Ричардсон, оставив Дженнифер с широко открытыми глазами.
Взявшийся осовременить историю Робинзона в своем «Изгое» Роберт Земекис очень хотел максимально приблизить свой фильм к сюжету роману Дэниеля Дефо, поэтому его оставшийся в одиночестве на необитаемом острове герой просто не мог не встретить своего Пятницу. На роль охотника племени с одного из соседних островов был взят Дон Чидл, в то время не примелькавшийся, но уже вполне амбициозный актер. Амбиции Чидла и сгубили – Пятница умудрился вступить в конфликт с режиссером, отчаянно переигрывал и вообще тянул одеяло на себя. В конце концов нервы Земекиса не выдержали, и чернокожий актер был со скандалом изгнан, но поскольку переснимать фильм с другим актером уже просто не было времени, в кадре Пятница был заменен на… мяч Уилсон. Такой ход, как ни странно, «Изгою» даже пошел на пользу. Извлек уроки из произошедшего и Чидл – когда несколько лет спустя нечто схожее произошло с Терренсом Ховардом, Дон глазом не моргнув занял место коллеги в «Железном человеке 2», памятуя о том, что всегда найдется кто-то, кем тебя можно заменить.
Сегодня не найдется мало-мальского любителя кино, который не знал бы Наоми Уоттс, но в начале века ситуация была другой. За плечами у молодой британки не было ничего заметнее слишком мудреного «Малхолланд Драйва», поэтому создатели ремейка японского хоррора захотели подстраховаться и пригласили в картину Криса Купера, человека в то время гораздо более заметного. Заметность Купера и сгубила – он исполнил роль детоубийцы, с которым героиня Уоттс встречается в открывающей фильм сцене и в самом финале ленты. Но тестовые просмотры показали, что зрители слишком сильно отвлекаются на яркого персонажа, забывая о главной линии сюжета. В итоге от Купера избавились. И никого не волновало, что актер присутствовал в промо и на постерах. Умерла – так умерла!
От «Электры» никто не ожидал сказочных кассовых успехов – не та это героиня, чтобы поклонники комиксов сметали билеты в кинозалы. Да и Дженнифер Гарнер не назовешь безусловной суперзвездой, способной заполнять кинотеатры одним своим именем на постере. Выход фильма был мучительным для всех – того требовал контракт. Впрочем, был у создателей «джокер» – Бен Аффлек, которого возможно было использовать в качестве Сорвиголовы, компаньона Электры. И Аффлек даже снялся в паре коротких сцен, но в фильм эти эпизоды не попали – в какой-то момент продюсеры посчитали, что имя исполнителя роли Мэтта Мердока скорее играет имиджу нового фильма в минус. Странное решение, мягко говоря. «Электра» и так оказалась слабой лентой, а так она лишилась еще и «пасхалки». Смотреть совсем стало не на что.
Вы помните Ника Кассаветиса во втором «Мальчишнике»? Готовы поспорить, что не особенно (а кое-кто и вовсе подумал: «Кто это вообще?»). А между тем знаменитый актер, режиссер и сценарист сыграл роль татуировщика, затерянного в трущобах белого мужика с суровым юмором. Персонаж, прямо скажем, мог быть поярче. И должен был быть! Ведь на роль Джо был приглашен Мэл Гибсон. С Гибсоном, правда, не срослось – известный резкостью в высказываниях актер был выпровожен с площадки по просьбе съемочной группы. Место татуировщика занял Лиам Нисон, и прославленный «заложник» даже отснялся почти во всем, что требовалось для фильма, когда внезапно режиссер Тодд Филлипс решил заново переделать несколько эпизодов. Никаких объяснений не последовало, просто вместо Нисона тату-машинку в руки взял Кассаветис. А Нисон? От него в фильме не осталось даже упоминания.
Владимир Путин
<
Экранизации романа Сергея Минаева «Духless» с самого начала так фартило, что создателям было совершенно очевидно: за что бы они ни взялись, все им будет по плечу. На каком-то этапе пришло время снимать сцену, в которой, приняв «допинг» на крыше питерского дома, Макс видит супермена-Путина. Продюсеры и режиссер посчитали: «А какого черта?!» – обратились в аппарат правительства и, к своему удивлению, получили положительный ответ. Владимир Владимирович Путин, который в то время не был скован президентскими полномочиями, согласился посвятить один день съемкам в фильме по понравившейся ему книге, тем более что сниматься нужно было в его родном городе. Увы, Путин оказался настолько неудачным актером, что Роман Прыгунов просто не решился оставить снятый материал в фильме – российский народ пока не готов видеть своего лидера в подобном образе. Заменить Путина другим политиком не представлялось возможным, калибр не тот – пришлось искать двойника. Естественно, эффект не тот, но что поделаешь, другого выхода не было.
В том, что роман «Жизнь Пи» когда-нибудь возможно будет перенести на большой экран, сомневался даже сам автор книги Янн Мартел. Энг Ли взялся за неподъемный труд и достиг впечатляющих результатов – «всего-то» нужно было с умом использовать компьютерную графику. Самого Мартела в картине сыграл Рейф Сполл, а ведь зрители вполне могли увидеть в этом образе Тоби Магуайра, тот успел отсняться в большинстве своих сцен, когда Ли вдруг посчитал, что «человек-паук в отставке» отнимет интерес зрителей к основной истории. Режиссеру понадобился актер «понеизвестнее» – сомнительный комплемент Споллу, однако он в фильме, а Магуайр – на улице. Тоби, впрочем, не привыкать, его однажды уже почти подчистую вымарали из «Магазина Империя», но поскольку тот фильм никто не видел, то это вроде как и не считается.
Наркотическая драма Оливера Стоуна «Особо опасны» собрала такое количество звезд и оказалась наполнена таким числом персонажей, что для еще одной скромной дамы место вполне могло найтись. Этой дамой должна была стать Ума Турман, ей была приписана роль Паки, матери О, барышни весьма широких взглядов, восемь раз бывшей замужем. Своего рода предыстория, жизнь Паки могла пролить больше света на то, каким образом формировался характер и мировоззрение О. В конце концов Ума – просто красивая женщина, которая могла стать не меньшим украшением фильма, чем Сальма Хайек. Но, увы, условия контрактов неумолимы – загоняя картину в хронометражные рамки 130 минут, Стоуну пришлось резать по живому. Под нож отправилась именно героиня Турман, о чем режиссер впоследствии очень сожалел.
Те времена, когда комик с резиновым лицом Джим Керри был экранной звездой номер один, давно канули в историю. Судя по последним сводкам из касс кинотеатров, новым фильмам Керри былые успехи даже в сладких снах не снятся. Пора передавать юмористическую эстафетную палочку молодым. Почему бы, скажем, и не Дженнифер Лоуренс, которая в совершенстве овладела искусством смешно путаться в платьях и падать на официальных приемах? Торжественное посвящение в комики должно было произойти в комедии «Тупой и еще тупее 2», где Лоуренс досталась роль подружки Гарри Фрайды в молодости. Однако картина в прокат вышла, а Джен мы в ней не увидели. Что за дела? По слухам, у Лоуренс не хватило духу на дерзкую роль в комедии – все сцены со своим участием она попросила вырезать, а свое место отдала малоизвестной коллеге. Жаль, от самоиронии еще никто не умер.