В снегах под Абрамцево, в рощице, у постамента под памятником Ленину популярный рок-певец Юрий Шевчук развел костер и грелся. Ждал, когда его позовут в кадр. Но съемка фильма режиссера Игоря Мужжухина "Вовочка" что-то затягивалась. И обмотавший шею елочной мишурой Шевчук вместе с напарниками по фильму грелся горячительным. Певец играет здесь пьянчужку Шурика, почти бомжа, но при этом философа и любимца детей.
-- Юрий, это ведь не первый ваш опыт в кино?
-- Да, первое мое прикосновение к кино произошло в 1991-м, в фильме Сергей Сельянова – ныне известного продюсера – "Духов день". Съемки тогда проходили так тяжело, что я дал себе зарок: больше в кино ни ногой. Но режиссер Мужжухин меня соблазнил, сказав, что мой герой на самом деле не бомж, а мечтатель и чудак – почти Диоген, И вот сидим, пьем коньяк, разговоры разговариваем. Я даже написал для этой картины песню – "180 сантиметров назад".
-- А концерты свои на время съемок забросили?
-- Да, концертную деятельность я временно решил прервать. Приблизительно на годик. Как бы это объяснить? Хочется увидеть новое пространство. Я в последнее время стал ощущать какой-то творческий тупик. Все одно и то же. Хочется мощного обновления. Люди творческие меня хорошо поймут. Такой кризис – вещь необходимая. Это как в футболе – если долго гонять мяч по полю и следить только за ним, то можно забить и в свои ворота. Для меня главное в творчестве – сохранить честность по отношению к самому себе: я хочу работать, пока мне это интересно. Причем срочно. Ничего не вымучивать. Чтобы взглянуть на себя, на мир с какой-то иной точки зрения, надо пожить. Ободраться, содрать с себя старую кожу… Я сейчас собираюсь заняться самыми разными проектами, идей много.
-- Как вы поймете, что кризис прошел не напрасно?
-- Я хочу встретиться с собой, с тем Юрием Шевчуком, который лет двадцать назад начинал петь. И, честно говоря, я не знаю, захочет ли тот Шевчук говорить со мной, сегодняшним. Может, он просто мне скажет: "Парень, ты разжирел, ты мне стал неинтересен".
-- Хотите, как Лев Толстой, уйти в народ?
-- Нет. Не в народ Просто что-то кончилось, какой-то этап И надо понять, как жить дальше, почувствовать, что ты не умер. Мне хочется поездить по миру, изучать его, посмотреть новые земли. Я хочу, чтобы моя новая программа обязательно была красивой. А такая программа может родиться от соприкосновения с Землей, с Небом… Потому я и согласился на роль этого странного философствующего бомжа, который ничего не умеет и каждый раз не знает, что его ждет в следующий момент.
-- Чем вам нравится кинематограф?
-- Я не думал об этом. Наверное, тем, что кино – это прежде всего возможность выразить свое отношение к миру. Вот расскажу вам историю. Однажды я присутствовал при беседе Александра Сокурова с Дмитрием Лихачевым. Сокуров даже где-то извинялся, что занимается "этим паршивым кино". Но я вдруг понял, что его кино – это настоящая человеческая боль, это постоянный поиск человеком "своего кино". Я тогда понял, что Сокуров – гениальный режиссер. Он действительно ищет, действительно мучается. И меня вот такая его позиция тогда потрясла.
-- О чем будет фильм, в котором вы заняты?
-- О замечательном мальчишке, живом, настоящем, думающем, бунтующем. О том, что мы, взрослые, часто создаем законы, по которым сами не живем, но требуем от окружающих их выполнения. А у детей, которые пока не знают правил взрослой игры, часто возникает конфликт между внутренней правдой и внешними условиями, в которые они поставлены. Из таких, как этот парень, вырастают настоящие люди. Те, которые потом будут брать ответственность на себя, на которых, наверное, и держится мир… Снимаются в "Вовочке" кроме меня Сергей Степанченко, Алексей Гуськов, Вера Новикова, Маша Жигунова и член Государственного совета, губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов, которому поручена роль рыбака.