Каждое государство уже тысячу раз рассекло по своей машинке. Америку рассекали, ну, хоть в "Тельме и Луизе", Лапландию -- в "Россо", Германию -- в "Достучаться до небес". Сечение государства Российского случилось только теперь. Машинка, конечно, импортная, семьсот веселый черный БМВ, и это сразу значит, что криминальное роуд-муви "Бумер" Петра Буслова -- про сейчас, прямо сейчас...в отличие от "Копейки".
За страну отвечает один из продюсеров, Сергей Сельянов. Он прав, что смотреть муви будут долго и все, и по многу раз. А никуда не денешься – там все родное, доведенное до состояния фольклора. Другой из продюсеров, Сергей Члиянц, отвечает за государство. На пресс-конференции он себя в грудь бил, что парни – не бандюки, что – мирные люди, просто в кармане у каждого по бронепоезду для защиты от мусоров, лохов и конкурентов. Ну, не у каждого из нас в кармане бронепоезд с полной обоймой, однако в таких картинах принципиально неважно, бандюки или не бандюки. Главное, чтобы люди были тоже типовые, чтобы рок их преследовал, а в сочетании получалась жестокая баллада.
Баллада сложилась, поскольку все четверо парней (Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин, Максим Коновалов, Сергей Горобченко) – колоритные. Один музыку Малера любил, другой под Крамарова работает, третьего жена в Париж тянет, после того как дождалась с ходки, четвертый – механик от бога и влюбиться в фильме успеет. То есть они как бы все опять же нулевые по личной реализации, но каждый – с большим личным потенциалом. Наш сегодняшний тип. Еще колоритнее диалоги. За них в основном и будут смотреть, чтобы слова запомнить. Большей частью там лагерная феня, честная доза матюков, но также – забавные неологизмы. Мне, например, очень понравилось "Еще между собой кусалово устроим?" и "Пойду пробью его про фуру. – Да горилка там, это, горилка. – Ты как догадался? – Так я фуру давно пробил". Сам Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский сожалел, что фене не разумеет, и пытался в последних стихах освоить это дело. Жил слишком далеко. Был прав, оно весьма обогащает язык максимумом коннотаций при минимальном лексическом запасе.
Позитивный же смысл всей этой повальной жестокости – в двух флэшбэках и четырех так называемых "флэш-фьючерсах". Последние – родное ноу-хау, отличное от прочих роуд-муви. Это когда БМВ едет дальше, а действие на минуту ответвляется в будущее. Что потом было с бейсбольной битой, подаренной пацану. Что было с загребущей рукой подмосковного мента, что – с отверткой сволочи-дальнобойщика, что – с простой деревенской Катькой (Яна Шивкова). В этих ответвлениях "Бумер" из нашего полного сегодняшнего ноля потихоньку рожает простую, первичную мораль. Пусть вроде пострадали, кто делал парням плохое, а порадовались, кто наоборот. В натуре все еще четче. Никогда не стреляй в незнакомых. Больше никогда не давай пацану ничего, что можно использовать как оружие. Не хапай беспредельно – здоровьем расплатишься. Не убивай тихой сапой – расплатишься хуже смерти. Трахаешь бабу – не бойся обрюхатить, если она не против. Бабы "здесь и сейчас" правее, что доказано в самом финале, когда Кот не поверил, а его баба звонила и звонила.
Еще недочет – по ритму. В начале фильм явно почистили до состояния, когда надо активно черепить, чтобы вообще врубиться, чего это там такое, а вторую половину почистить не успели. Все сцены верные, но разжеванные, от этого восприятие начинает удивляться. Оно же настроено, что к концу все должно быть быстрее, если, конечно, воспринимает не полный олигофрен, а тут как бы ровное место. Непорядок. Самый конец вообще следовало отрезать как откровенную пошлость. Последнее, что не годится – разрекламированный саундтрек Шнура (Сергея Шнурова). Либо песни надо вставлять в другие места, либо вообще не надо. Там, где они сейчас, они настолько лобовые, прямо по тексту иллюстративные, что получается очень тупо. Нельзя удваивать происходящее, когда оно и так уже стало надоедать.
Очень много придумано хорошо. Это твердое "четыре", может быть, даже с плюсом. Плюс зависит от следующих гримас, корчей и судорог нашего государства.