Искусно сделанный арт-хоррор про одежду-убийцу скрывает под поверхностью куда больше
Универмаг в небольшом городке на юге Англии зазывает клиентов рекламой, обещая небывалые сезонные скидки. Особенно привлекательным в витрине выглядит элегантное платье красного цвета. Недавно разведенная кассирша из местного банка (Марианн Жан-Баптист) уверена, что оно принесет ей удачу и очарует мужчину ее мечты из объявлений знакомств в газете. Но реальность оказывается гораздо мрачнее, и платье, сидящее на ней как влитое, приносит лишь неудачи.
Британский режиссер
Юмор помогает Стрикленду раскрасить в яркие цвета сюжет расхожей городской легенды, с которым он работает — о неодушевленном предмете гардероба цвета крови из артерии, имеющим свойство умерщвлять своих владельцев. Владельцев у этой вещи два, и фильм делится на две затяжные новеллы. Одна — о матери-одиночке, другая — о непутевом работнике ремонта стиральных машин. Это самый простой и доступный фильм у Стрикленда, здесь нет отчуждающих обычного зрителя ограничений в виде энтомологических или кинематографических терминов. Вместо этого здесь представлены популярные предрассудки – все мы верим в то, что дорогая обновка поможет изменить нашу жизнь к лучшему, и остерегаемся покупать одежду в секондхенде в страхе, что с ней передастся судьба предыдущего владельца. Жителям страны, вышедшей из гоголевской «Шинели», принципы контагиозной магии очень близки и понятны.
Тяга к стилизации у Стрикленда никуда не делась, и пространство универмага он осмысляет с извращенным фетишизмом, подобающим любому высоколобому и серьезному человеку (одновременно посылая горячие приветы Дарио Ардженто и Дэвиду Линчу). Тем, кто когда-либо испытывал слабость к манекенам из магазинов и интересовался тем, что у них под юбками, определенно стоит заглянуть сюда — вам покажут куда больше, чем вы рассчитывали увидеть. Заведует всем в универмаге Фатма Мохаммед, постоянная актриса Стрикленда, внося своими вычурно построенными фразами и тяжелым континентальным акцентом знакомые европейские нотки. Осмысленно выполнены и все заведения небольшого городка (помимо универмага, это банк, ресторан, ремонтная контора и ночной клуб), с их логотипами, рекламными объявлениями, необычными методами управления и поведения сотрудников. Стрикленд, конечно, подвергает сатире потребительский уклад и косо смотрит на товарно-денежные отношения («транзакции экстаза»), в которые неловко и с плачевными последствиями вступают герои. Но и выстраивает этот замкнутый и клаустрофобный мирок он со жгучим интересом. Стилизация здесь присутствует не ради ностальгии по прошлому, а скорее для того, чтобы попытаться объяснить, как мы дошли до такого настоящего.
Активно использует режиссер и гипноз, методично вводя зрителя в транс — на это работают монотонные синтезаторы на саундтреке от столь же ретро-авангардного проекта Тима Гейна Cavern of Anti-Mattern, излишне детальные (и тоже донельзя эротизированные) описания поломок стиральных машин и одновременно богатая, но сухая атмосфера мира внутри фильма. В одной из сцен, например, покупательница и продавщица в зловещем универмаге замирают возле прилавка в трансе, как манекены. Такого же состояния синестезии Стрикленд всеми способами добивается и от зрителя.
С 1 августа в кино.