Главное, что было сказано о русском менталитете за последние двадцать лет.
Главное, что было сказано о русском менталитете за последние двадцать лет.
Водитель грузовика Георгий, рабочая белая кость — скромный, добрый, надежный, рассудительный — едет с грузом в соседний городок, да делает неверный крюк по дороге. Удар бревном по голове, незнакомое село, случайная женщина, торговля мукой из кузова — несчастный увязает в полуподвальной России, как в полной экзистенциальных кошмаров трясине, выбираясь на поверхность лишь ради финала — быстрого и жуткого.
Этот фильм называют новым «Грузом 200» (2007) — в отличие от Балабанова, как правило, отказывая Лознице в праве на высказывание: мол, проживающий в Германии украинский гражданин не имеет права снимать хоррор о загадочной русской душе на голландские деньги. Смотреться в социальное зеркало, какого бы производства оно ни было, всегда неприятно, однако подкопаться к Лознице трудно — больше десяти лет кряду колесил он по местной глубинке, не только снимая значительные, реформировавшее киноязык документальные фильмы, но и слушая жуткие истории.
Дон Кихота, взявшегося прочувствовать, просчитать и обуздать болото древнего, дикого, иррационального мышления, спасает математическое образование — он выстраивает перед зрителем безупречную, практически архитектурную конструкцию: если в первой части, где герой более-менее нормален, история рассказывается в реальном времени, то во второй, отделенной от первой вставной, как зуб, новеллой из Великой Отечественной, часовой механизм дает сбой, и узнаваемые персонажи — дикие сотрудники ГИБДД, мелкие рыночные бандиты, проститутки с развязок больших дорог — начинают теряться в безвременье и снеге. Система местной жизни, полная сдержек и противовесов, но исключающая закон — среда, в которой не выжить гуманному и рациональному существу. Она способна породить только агрессию — считает Лозница. А чтобы все-таки выжить – надо бросить квазипатриотические рефлексы и начать мыслить. Что, как и просмотр этого фильма, может и неприятно, но необходимо.
Читайте также интервью с режиссером фильма «Счастье мое» (2010) Сергеем Лозницей.