Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Русское кино в топе: 6 великих отечественных фильмов, которые покорили Каннский кинофестиваль

Завтра, 6 июля, начнется долгожданный Каннский кинофестиваль. Россию в этом году представляют четыре фильма («Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, «Дело» Алексея Германа-младшего и «Купе номер шесть» Юхо Куосманена).

Добавить в закладки
Русское кино в топе: 6 великих отечественных фильмов, которые покорили Каннский кинофестиваль

Болеем за каждого участника, а пока вспоминаем шесть отечественных картин, которые покорили Канны.

Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева на кадре из фильма «Андрей Рублев»

Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева на кадре из фильма «Андрей Рублев»

«Андрей Рублев» — один из главных религиозных фильмов в истории мирового кинематографа, мурал, состоящий из нескольких эпизодов, раскрывающих не только подробности жизни в Древней Руси XV века, но и отношения большого художника с властью, обычными людьми и, конечно, с Богом. Несмотря на то что «Андрей Рублев» был всего лишь вторым фильмом Андрея Тарковского, в Канны он приехал в статусе одного из самых талантливых молодых режиссеров, который к тому же успел получить «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за «Иваново детство».

Вообще, «Андрей Рублев» — фильм сложной судьбы: его показали в СССР в 1966 году, но из-за цензурных соображений убрали на полку; дирекция Каннского кинофестиваля со второй попытки уговорила советское руководство устроить международную премьеру фильма на Лазурном берегу — те согласились, но при условии, что «Рублев» будет показан вне конкурса и лишь одним сеансом в последний день. Впрочем, даже так он сумел впечатлить прессу, которая вручила Тарковскому приз ФИПРЕССИ.

Никита Михалков в роли Алексея Устюжанина на кадре из фильма «Сибириада»

Никита Михалков в роли Алексея Устюжанина на кадре из фильма «Сибириада»

До сих пор единственным отечественным фильмом, отмеченным «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля, остается драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Впрочем, мало кто знает, что повторить успех могла эпопея Андрея Кончаловского «Сибириада» — четырехчасовое полотно о судьбе двух сибирских семей на фоне ключевых событий истории страны: от Октябрьской революции до строительства крупнейшей в регионе ГЭС. Оказывается, Франсуаза Саган, которая в 1979 году была председателем жюри, настаивала на том, чтобы главный приз поделили «Апокалипсис сегодня» и «Сибириада», но из-за ухудшившихся отношений между СССР и США было решено поделить «Золотую пальмовую ветвь» между фильмом Фрэнсиса Форда Копполы и «Жестяным барабаном» Фолькера Шлёндорфа. Андрею Кончаловскому достался лишь почетный Гран-при жюри.

Автандил Махарадзе в роли Аравидзе на кадре из фильма «Покаяние»

Автандил Махарадзе в роли Аравидзе на кадре из фильма «Покаяние»

Скандальный фильм эпохи перестройки, который сначала был запрещен в стране, а потом стал одним из главных событий советского кинематографа 1980-х и был удостоен Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. «Покаяние» — масштабная притча Тенгиза Абуладзе о принятии проблемного прошлого, крахе идеалов и грехах отцов. Сюжет этой политической аллегории посвящен смерти главы небольшого грузинского городка Варлама Аравидзе — на следующий день после похорон тело усопшего находят около дома его сына. Так повторяется несколько раз, пока не ловят виновницу — местную кондитершу, которая каждый раз выкапывала тело, потому что не могла смириться, что Аравидзе будет похоронен с другими жителями города. На суде она рассказывает причину своего поступка и правду о правлении Аравидзе. После его прихода к власти в городе царила тотальная паранойя и постоянные репрессии, в которых и погибла ее семья. Сын и внук Аравидзе отказываются верить в ее слова, но постепенно принимают правду — каждый по-своему.

Петр Мамонов в роли Лёхи на кадре из фильма «Такси-Блюз»

Петр Мамонов в роли Лёхи на кадре из фильма «Такси-Блюз»

Павлу Лунгину повезло не только попасть с дебютным фильмом в основной конкурс Каннского кинофестиваля, но и получить приз за лучшую режиссуру. «Такси-блюз» — очень личный для постановщика фильм, который был написан под впечатлением от политики перестройки и отражал его внутренние переживания. По сюжету в Москве судьба сводит двух непохожих мужчин: таксиста Ивана, работягу советской закалки, и своенравного саксофониста и алкоголика Алексея. Короткая дружба заканчивается для последнего успешным турне по США. Лунгин сумел уловить настроения эпохи и поймать страну на рубеже эпох: еще не отошедшую от советского менталитета, но и не успевшую настроиться на демократическое будущее.

Юрий Цурило в роли Кленского на кадре из фильма «Хрусталёв, машину!»

Юрий Цурило в роли Кленского на кадре из фильма «Хрусталёв, машину!»

«Хрусталев, машину!» — это одновременно модернистская по форме и радикальная в своем нигилизме и сюрреализме попытка создать портрет последних дней сталинской эпохи. В отличие от других фильмов в подборке, фильм Алексея Германа, увы, не покорил Канны и даже, напротив, был не понят и освистан фестивальной прессой. Впрочем, со временем справедливость была восстановлена: избранные французские издания пересмотрели фильм, заранее погрузившись в исторический контекст, и извинились перед режиссером за свою изначальную реакцию. А вот синефил Мартин Скорсезе, который был президентом каннского жюри в том году, сразу распознал шедевр и назвал «Хрусталев, машину!» одним из лучших фильмов конкурса.

Полина Филоненко в роли Кати на кадре из фильма «Все умрут, а я останусь»

Полина Филоненко в роли Кати на кадре из фильма «Все умрут, а я останусь»

В середине нулевых Валерия Гай Германика бесила неподготовленных зрителей предельно реалистичными документальными короткометражками о жизни современных подростков, думающих только об алкоголе, дискотеках и сексе. Однако многих по-настоящему шокировал ее художественный полнометражный дебют с говорящим названием «Все умрут, а я останусь», практически отечественным ответом скандальным «Деткам» Ларри Кларка. Нигилизм, пофигизм и максимализм подруг-девятиклассниц в то время многим казались наигранными и чересчур радикальными — 13 лет спустя кажется, что это один из самых честных и живых фильмов в нашей истории. Хорошо, что это поняли и на Каннском кинофестивале, где Гай Германике вручили специальный диплом как одному из лучших дебютных фильмов смотра.


Текст: Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?