Больше четырех лет студия DreamWorks готовила "анимационную бомбу", взорвавшую существовашие доселе мультипликационные каноны. В наш век постмодернизма принято микшировать все, что микшируется, и соединять не соединяемое. Новые анимационные технологии? -- Пожалуйста... Белоснежка, Рапунцель, Спящая красавица, Кот в сапогах, Пряничный человек, Пиноккио и еще 1250 известных сказочных персонажей? -- Не вопрос... Рекламные бренды на неоновых вывесках? -- Проще простого... В один мультфильм аниматоры DreamWorks помимо спецэффектов умудрились запихнуть все, ну или почти все, элементы американской культуры.
Придумал Шрека и его верного оруженосца – Осла Уильям Стайг. На момент выхода книги автору было больше 80 лет, самое время переосмыслить прожитые годы. А вспомнить было что! Стайг заявил о себе в 30-х, как автор комиксов о "Малышах": его героями были хулиганы, дети улиц. Позже он предпочитал рисовать животных, одетых в одежду людей. Но эти скетчи были адресованы взрослым. И только в конце своей карьеры Стайг стал писать сказки для детей… На которых, между прочим, выросло не одно поколение американцев. "Роланд-музыкант", "Амос и Борис", "Остров Эйбела", "Необыкновенная косточка" – каждую из этих сказок отличал нестандартный подход к персонажам и их приключениям: беды так и сыпались на хрупкие плечи мышат, поросят и китов. В период написания "Шрека" Уильям Стайг уже стал "самым-самым" среди художников-иллюстраторов. Подумать только, когда-то он не только был знаком с Пикассо, но и умудрился разругаться с ним!
Итак, в 1990 году Стайг создал образ "Дон Кихота" современности, который мало того, что зеленого цвета, так еще и рожден быть людоедом. Вместо Санчо Пансо ему достался говорящий осел, но фишка не в том, как заметил Шрек, что осел говорящий, а в том, КАК заставить его замолчать! К слову, имя своему герою Стайг не с потолка взял. Прототипом ему послужил таинственный Макс Шрек, игравший Носферато в одноименном экспрессионистическом ужасе Фридриха Мурнау. Так что экзерсисы на тему истории кинематографии Стайг начал еще непосредственно в книге. Не удивительно, что эстафету подхватила команда Джеффри Катценберга, которая ровно через пять лет после выхода сказки приступила к подготовке сценария для широкого экрана. И история заиграла новыми красками. Красками современной поп-культуры.
"Уберите покойницу со стола!" – орет Шрек, когда семь гномов, тащившие Белоснежку, избавляются от своей ноши прямо перед его тарелкой. Но поздно… Серый Волк уже лежит в его постели, а во дворе перемещенные лица разбили лагерь. Что за дурдом творится в привычном болоте? Да просто лорд Фуркуад решил вышвырнуть всех сказочных героев из Королевства, за ненадобностью. Три медведя сидят в клетке, за ведьму кто-то получил двадцать монет, на очереди три поросенка, волк и семеро козлят. Папа Карло продает за гроши Пиноккио, называя его одержимой игрушкой. Золушка переведена в разряд "горячих" невест на выданье, которыми торгует говорящее Волшебное зеркало. Мораль от Фуркуада такова: "Нынче сказки сильно упали в цене и мало кому нужны". Но это в мультфильме…
А в жизни Катценберг здорово поддел главу диснеевской студии, ведь именно последний послужил прототипом надменного лорда. Видимо поэтому перед выходом первого "Шрека" продюсер фильма собрал консилиум юристов, чтобы те посовещались и вынесли свой вердикт: грозит ли DreamWorks судебное разбирательство за шалости или компания отделается легким испугом? Обошлось… Да еще и денег заработала. Около полумиллиарда долларов попало в копилку огра. Хорошая разминка перед настоящим забегом, ибо вторая часть похождений Шрека, его "шрекини" и неумолкающего серого друга только в первый уик-энд собрала 108 миллионов долларов – рекорд для современной анимации. Итоговая цифра сборов второй части по сравнению с первой удвоилась – почти миллиард долларов США. Не зря ребята мучились столько лет! Ведь это только кажется, что компьютерные технологии упрощают процесс создания анимации. А между тем над каждым персонажем работает по 20-25 человек! И они просто "разрабатывают" внешность, но и создают мускулатуру своих героев. К примеру, лицо Шрека содержит 218 мышц.
Что касается "кинофишек", то тут сценаристы пародийной эпопеи «Очень страшное кино» нервно курят в стороне. "Шрек" дает им сто очков вперед. В личном цитатнике мультяшки, есть хиты как 30-х годов прошлого века, так и совсем свежие… Помимо разрекламированных «Человеков-пауков», «Матриц», «Масок Зорро», «Людей Икс», «Властелинов колец» или «Невыполнимых миссий» есть тонкие аллюзии на "Волшебника страны Оз" /Wizard Of Oz, The/ (1939) с Джуди Гарлэнд, «Кабаре» /Cabaret/ (1972) с Лайзой Миннелли, «Кошку Балу» /Cat Ballou/ (1965) с Джейн Фонда, "Зуд седьмого года" /Seven Year Itch, The/ (1955) с Мэрилин Монро и многие другие фильмы. Но и этого остроумным сценаристам показалось мало, нужно было добавить огня. Вот и развесили на дворцовых стенах ботиччелиевскую Венеру, портреты здравствующих монархов (привет Елизавете II), плюс постеры поп-звезд типа Джастина Тимберлэйка. Голос последнего, к слову, в «Шреке Третьем» /Shrek the Third/ (2007) был отдан бунтарю-хиппи Артуру.
Да и на озвучивании "Шрека" компания собралась сплошь звездная: Майк Майерс (Шрек), Кэмерон Диаз (Фиона), Эдди Мерфи (Осел), Антонио Бандерас (Кот), Джули Эндрюс (Королева), Руперт Эверетт (Принц). Каждый из них настолько вжился в своего персонажа, что остается только гадать, не с них ли аниматоры списали внешность и пластику героев? Можно поклясться, что Осел улыбается типично мерфиевской белозубой улыбкой, а Фиона владеет приемами кунг-фу точь-в-точь, как героиня Диаз в «Ангелах Чарли». В Принце же заметна чисто английская спесь, присущая Эверетту в жизни и на экране. Кстати, за все время озвучивания мультфильма актеры так ни разу и не встретились в студии.
Зато не обошлось без анекдотов. Так, к примеру, Майк Майерс дописывал последнюю реплику Шрека: "Вниманию всех сказочных существ!", буквально на ходу, в лимузине Катценберга, который специально для этого прилетел в Нью-Йорк. Акцент Шрека, по утверждению Майерса, актер позаимствовал у своей матушки, которая любила рассказывать ему на ночь сказки. Чтобы как можно достоверней произнести первое признание в любви Шрека Фионе, Майерс позвал в студию свою жену, Робин. Мелочь, а жене приятно, да и мультфильму польза! Кэмерон Диаз не просто озвучила свою героиню, но и добавила в ее образ важную деталь, заставив принцессу Фиону… рыгнуть так же смачно, как и ее "монстрообразный возлюбленный". Говорят, будто в сценарии этого не было, просто во время записи с Диаз случился конфуз, но авторам настолько понравился звук, что они решили его вставить в фильм. Антонио Бандерас так вошел в образ рыжего котяры-дуэлянта, что принял участие в озвучивании не один раз, а три! Помимо англоязычного варианта, существует еще два, предназначенных для испаноговорящего населения.
Не успел начатьлся показ фильма "Шрек Третий", а на горизонте уже маячит четвертая часть. Так что придется тройке режиссеров, Келли Эсбери, Конраду Вернону и Эндрю Адамсону, еще не раз разбираться с делами "огра-людоеда", которому в ближайшее время вряд ли удастся зажить "долго и счастливо" со своей зеленой подружкой на родном болоте. Поговаривают, что нам раскроют "тайну за семью печатями", касательно прошлого Шрека.
А, значит, мы узнаем, как он дошел до жизни такой, и не была ли его эмиграция частью хорошо продуманного плана по захвату волшебной Вселенной…