Мы посмотрели картину «Убить гонца» о журналисте Гэри Уэббе и решили, что интерес к фильмам о репортерах одной лентой удовлетворить невозможно
Это может показаться смешным, но для старта мы выбрали экранизацию комикса о Питере Паркере, укушенном радиоактивным пауком и обретшем в связи с этим суперспособности. Серьезным журналистом Паркера называть, пожалуй, не стоит, он всего лишь скромный фоторепортер «на подхвате», но тот трюк, которым Питер зарабатывал себе на жизнь, мы не отметить не можем. Фотограф «Дэйли Бьюгл» сделал центром своих репортажей самого себя, точнее, свое супергероическое альтер эго. Питер Паркер был эксклюзивным фотографом Человека-паука – разве это не изящный способ совмещения журналистской самовлюбленности и желания угодить публике?
О влиянии журналистов на общественно-политический строй Америки Голливуду, кажется, не надоест говорить никогда – фильмов о реальных исторических событиях, в которых так или иначе приняли участие репортеры, выходит достаточное количество, и среди них попадаются весьма неплохие. Популярный актер Джордж Клуни в 2002 году удачно дебютировал в режиссуре картиной «Признания опасного человека», а в 2005-м подтвердил неслучайность своего успеха еще более серьезной исторической драмой «Доброй ночи и удачи», в центре сюжета которой лежит противостояние журналиста Эдварда Мэрроу и печально известного своими радикальными взглядами сенатора МакКарти. Мэрроу в 1950-х творил историю в прямом смысле этих слов, а Клуни великолепно перенес эти события на большой экран.
Профессиональная журналистика влияет не только на политику, она проникает во все поры общественной жизни, туда, где закрыты двери для телевидения и радио, проникнет глянец. В 2006 году режиссер Дэвид Фрэнкел представил публике фильм «Дьявол носит Prada», в котором довольно живо обрисовал нравы, царящие за закрытыми дверями модных домов и не менее модных журналов. Дуэт Мэрил Стрипп и Энн Хэтэуэй, исполнивших соответственно роли властного главного редактора и ее юной ассистентки, получился настолько живым и выпуклым, что многие зрители до сих пор именно так себе представляют жизнь редакторского коллектива: туфли, сумочки, фотосессии и склоки, склоки, склоки…
Еще два персонажа, имеющие за своими спинами реально живущие прототипы, – герои детективного триллера Дэвида Финчера «Зодиак». В фильме 2007 года Джейк Джилленхол и Роберт Дауни-младший исполнили роли сотрудников газеты «Сан-Франциско Кроникл», ведущих независимое расследование убийств, совершенных таинственным серийным убийцей, известным в народе под кличкой Зодиак. Именно штатный картикатурист газеты Роберт Грейсмит, роль которого сыграл Джилленхол, разгадал шифр, которым пользовался Зодиак в своих письмах, и только благодаря упорству этого человека практически безнадежное дело маньяка, терроризирующего Сан-Франциско, постоянно находилось на глазах полиции и местных жителей.
Еще одно реально имевшее место противостояние журналиста и политика, в какой-то степени даже более драматичное, чем разоблачение маккартизма, – серия интервью репортера Дэвида Фроста и президента США Ричарда Никсона, обвиняемого в превышении полномочий и злоупотреблении положением, впоследствии получившем название Уотергейт. Проходившие в несколько этапов долгие интервью Никсона превратились в красивую шахматную партию, где инициатива постоянно переходит из рук в руки, а зрители следили за беседами двух мужчин в костюмах так, словно на экранах их телевизоров шли самые захватывающие спортивные соревнования. Финальная встреча двух титанов получилась особенно эмоциональной – вот что значит журналистская хватка.
Что-то мы слишком серьезны сегодня. Давайте заглянем за кулисы телевизионного утреннего развлекательно-новостного шоу и узнаем, как живут те, кого на экране мы привыкли видеть только в прекрасном расположении духа. Оказывается, когда камера выключена, в студии вовсе не витают дружеские шутки, не царит радость и дружелюбие. Соведущие ненавидят друг друга, редакторы срываются на подчиненных, а продюсеры не справляются со свалившимися на коллектив канала проблемами. Все это – сюжетный водоворот комедии Роджера Мишелла «Доброе утро». Мы бы, наверное, не стали говорить об этом фильме как о журналистском, не исполняй в нем роли телеведущих всегда восхитительные Харрисон Форд и Дайан Китон.
Разоблачительная публицистика с тщательными расследованиями – это высший пилотаж журналистики. Именно такой работой занят Микаэль Блумквист, совладелец журнала «Миллениум». Однажды, попав в ловушку объекта очередного своего расследования, журналист оказывается вынужден временно отойти от привычных дел и отправиться в фамильное имение престарелого магната, нанимающего Блумквиста провести расследование одного странного семейного дела об исчезновении юной девушки. Неоднозначный тандем Микаэля и его странной напарницы Лисбет Саландер очень полюбился зрителям, но сиквел «Девушки с татуировкой дракона» все никак не превратится из мечты в реальность. Что ж, продолжаем ждать.
А почему бы не быть анимационному фильму про журналиста? Так ведь есть такой, даже целый набор: рисованные короткометражки и полнометражный компьютерный детский триллер, главный герой которого – детектив-репортер Тинтин. Известный всему городу своими расследованиями Тинтин получает в свое распоряжение модель корабля под названием «Единорог», за которым ведут охоту сразу несколько неизвестных. С этой игрушечной модели начинаются невероятные приключения энергичного молодого журналиста, отправившегося на поиски сокровищ, спрятанных владельцем «Единорога». Помощь в расследовании Тинтину окажут пес Снежок и капитан Хэддок, беспробудный пьяница и неуправляемый сквернослов.
Телевизионные сериалы, переживающие в 2000-х очередной ренессанс, также не могли оставаться в стороне от журналистики, которая в прямом смысле слова живет в соседних от телешоу съемочных павильонах. Наиболее ярким проектом по совмещению сериала и журналистики стала бескомпромиссная работа коллектива канала HBO, в основу которой лег сценарий знаменитого Аарона Соркина «Служба новостей». Кропотливо разобранная по косточкам жизнь отдельно взятой новостной службы крупного телеканала показана через призму реальных событий, становившихся центральными темами выпусков новостей последних десяти лет. Безупречно прописанные фирменные диалоги Соркина в сочетании с великолепными актерскими работами подарили зрителям один из лучших телесериалов нового века.
О том, как из нежных выпускников журфака вырастают акулы пера, вам расскажут в любой редакции, жизнь этому учит быстро. А вот превращение законченных циников в добросердечных открытых миру людей, готовых на широкие жесты, – случаи единичные. Именно такой уникальный внутренний переворот совершил герой драмы, основанной на реальных событиях, журналист Мартин Сиксмит. Перед началом основных событий фильма «Филомена» политический обозреватель Сиксмит внезапно оказывается без работы. Чтобы как-то скоротать время в ожидании предложений, Мартин берется расследовать трагический случай из прошлого женщины по имени Филомена, случай, который навсегда изменит взгляды жесткого и даже жестокого журналиста на мир и окружающих его людей.
Тот, кто говорит, что не хочет работать на телевидении, скорее всего, кривит душой – желание выразить себя тем или иным способом свойственно в различной степени каждому, поэтому реакция на приглашение на экран практически всегда оказывается положительной. Вот и героиня комедии «Блондинка в эфире» Меган Майлз ответила моментальным согласием на приглашение попробоваться в качестве ведущей одного из телеканалов. Вот только ночка накануне кастинга у девушки выдается сумасшедшая, однако настоящий журналист обязан обладать хваткой, поэтому Меган отправляется на работу мечты, преодолевая препятствия в виде полиции, бандитов, госслужащих и чувств встреченного ночью «прекрасного принца».
Бывших журналистов не бывает, адреналин репортерской работы захватывает с головой и больше не отпускает, какие бы самые разумные доводы такому «одержимому» ни приводили родные и близкие. Наиболее ярко процесс погружения в пучину экстренных репортажей, экстремальных съемок и зубодробительных сюжетов в прошлом году показал Дэн Гилрой в триллере «Стрингер». Главный герой ленты, молодой человек по имени Луис, роль которого исполнил Джейк Джилленхол, в поисках работы натыкается на возможность стать так называемым «стрингером», внештатным репортером телеканала, способным оказаться первым в эпицентре происходящих в городе событий. Круговорот открывающихся возможностей и неизменно преследующее чувство опасности взрывают мозг молодому человеку – из лап такой журналистики не вырваться.