На экраны выходит "Александр. Невская битва", суперконсервативный исторический шпионский боевик, где много жестокого рубилова, княгиня, похожая на Кейт Бланшетт и Гвинет Пэлтроу одновременно и шут Гальцев.
Едет рыцарь по лесу – а там разбойники. Слуг перебили, самого ранили, но тут еще какие-то странные из лесу выскакивают и разбойников режут, и главный у них – рыжий, в красной рубахе.
Оказалось, рыжий – князь новгородский, Александр Ярославич. А рыцарь, который представился просто странствующим, тоже парень непростой: вице-магистр ливонского ордена, который как раз готовит крестовый поход против новгородских православных схизматиков, наших с вами предков.
А еще есть татары. За три года до описываемых событий они уже взяли Рязань и Владимир и до Новгорода чуть-чуть не дошли (в фильме татарский посол упоминает еще и Москву, которая в те годы еще упоминания не заслуживала), в этом году они возьмут Киев и сотрут его с лица земли на многие столетия, и они хотят от Новгорода дани и явного подчинения. Новгородцы хотят с татарами биться, а точнее, чтобы это сделал князь Александр, один и где-нибудь подальше. А князю это совершенно не улыбается.
Есть так же шведы. Это сейчас у них двести лет нейтралитета, социализм и шведская семья, а тогда им только дай повод подраться. Александр договаривается с монголами, ливонский орден натравливает на Новгород шведов, но князь, скрытно подойдя к месту высадки врагов, разбил их в пух и прах – впрочем, если вы учились в школе, для вас это не спойлер.
Игорь Каленов, режиссер и продюсер фильма, снял очень консервативное кино – как будто нашел где-то учебник "Как снять идеальное историческое кино для подростков", проштудировал его от корки до корки, и выполнил все пункты от начала до конца. Двадцатилетний князь (Антон Пампушный) мудр не по годам и храбр до безобразия, учителя и наставники – мудры, молодые витязи порывисты и вспыльчивы, а молодая княгиня – блондинка Светлана Башмакова, ужасно похожа одновременно на Кейт Бланшетт и Гвинет Пэлтроу.
Одним кастингом традиционализм не ограничивается. Охота. Замок и пир в замке. Судилище в тронном зале, причем русский тронный зал, разумеется, должен быть бревенчатый, русские ненавидели жить в каменных домах. Русский пир горой – на свежем воздухе. Юродивый шут Яшка, святой человек, которому татары язык отрезали, выпивает княжью чашу с ядом. Мудрые старцы русские пытаются свалить вину друг на друга. Ну и то, ради чего мы эти фильмы смотрим: бой на мечах, нож против маленького топора, стрельба из луков по площадям и прицельно, стенка на стенку, щитоносцы против алебардщиков и, венец средневековых боевых искусств, альфа и омега, цель рыцарской жизни – таранный бой на копьях. Наши, к слову сказать, победили, хоть это тоже и не спойлер.
Но есть одна тонкость, которая не дает этому фильму быть просто слэшером меча и сандалий. Это Федорцов. Публика встречает его хохотом, он играет скомороха – агента купленных немцами бояр. Он поет хулу на князя Александра, объясняя, что под немцами жить будет лучше – и при этом почти дословно копирует великую скоморошью сцену Ролана Быкова из «Андрея Рублева» (1966) Тарковского – вплоть до задирания подола и прочих неприличностей.
В общем, и раньше-то было понятно, что Гальцев настоящий актер, а тут как будто специальный подарок ему сделал Каленов. Глядишь, и Гамлета сыграет когда-нибудь.