Какой вид развлечений предпочитает молодежь? Сейчас компьютеры, Интернет и виртуальное общение делают этот вопрос бессмысленным – лишенного связи с Интернетом подростка ныне найти сложнее иголки в стогу сена
Какой вид развлечений предпочитает молодежь? Сейчас компьютеры, Интернет и виртуальное общение делают этот вопрос бессмысленным – лишенного связи с Интернетом подростка ныне найти сложнее иголки в стогу сена. А ведь еще каких-то 10 лет назад за внимание нового поколения шла нешуточная борьба между телевидением и кино. Сегодня мы расскажем о достижениях и провалах компании, которая совместила оба направления, прихватив еще и музыку.
Не будет большим преувеличением сказать, что современное российское кино, как и шоу-бизнес в общем, во многом вышло из MTV. Ведущими и корреспондентами музыкального телеканала начинали многие нынешние главные медийные лица, с клипов начинали сегодняшние режиссеры, операторы, монтажеры. А уж какое влияние оказал музыкальный телеканал на то поколение, которому сейчас едва перевалило за тридцать, описать словами совсем трудно. «Поколение MTV» – такое звание абы за что не дадут. Но это у нас, а что же было за границей, где культ телеразвлечений всегда был развит на порядок сильнее? Сегодня мы предлагаем обратиться к истории американского канала MTV, а точнее, к тому, что получилось и что не получилось у телевизионщиков, взявшихся за большое кино.
Для начала попробуем понять, с какой стати музыкальному телеканалу вообще встревать в конкурентную борьбу на площадке, где соперники заведомо имеют преимущество? Здесь на самом деле все достаточно просто. Во-первых, нужно понимать, что музыка и кино шли рука об руку с того самого времени, как зародился кинематограф, немые фильмы сопровождала игра тапера, мюзиклы всегда были любимым жанром американских кинозрителей, а ленты с участием музыкальных звезд были весьма востребованными в середине прошлого века, достаточно вспомнить The Beatles с их A Hard Day's Night или Элвиса Пресли, активно снимавшегося и певшего в своих картинах. Во-вторых, если музыка помогает раскрываться визуальному ряду художественного фильма, то и в обратную сторону эта связь часто отлично работает, сопровождающая песню нарезка кадров из фильма – весьма популярный формат музыкального видеоклипа, который успешно работает и в наше время. Ну а в-третьих, как и в России, школу клипостроения в Соединенных Штатах и Европе также прошло немалое число продюсеров, режиссеров и операторов: Дэвид Финчер, Антуан Фукуа, Майкл Бэй, Спайк Джонз, Мишель Гондри, Антон Корбийн, Тарсем Сингх, несть им числа. В кинематографе эти люди завоевали очень высокие позиции, и многие при этом с теплотой вспоминают начало своей карьеры в музыкальном бизнесе. Такая тесная связь между кино и музыкой не могла не вылиться в серьезное, далеко идущее сотрудничество.
Впрочем, главным толчком для перехода MTV в «тяжелую весовую кинокатегорию» стал вопрос денег. Круглосуточная ротация клипов – это, конечно, хорошо, но в начале 90-х канал стал задумываться о расширении линейки своих немузыкальных программ, опасаясь потери аудитории, а с ней и доходов от рекламы, начался бум реалити-шоу и сериалов. Какие-то готовили сторонние производственные компании, что-то делось силами самого канала. И уже тогда кое-что проникло на большой экран, например, полнометражный анимационный фильм «Бивис и Баттхед уделывают Америку», снятый при активном участии MTV. На рубеже веков произошел и следующий шаг – канал начал демонстрировать фильмы, обычно привязанные к музыкальной тематике или комедии, ориентированные на молодежную аудиторию, такие как «8-я миля» или «Дочь моего босса». Самое время было взять быка за рога, делать кино самим.
Сделать этот решительный шаг было совсем не сложно, ведь MTV является частью огромной империи Paramount Pictures. Каналу нужно было лишь определиться с нишей, аудиторией и тематикой – в итоге первыми картинами, получившими в свои открывающие титры знаменитую букву «М», стали фильмы, сочетающие те вещи, которые были интересны среднему зрителю MTV: романтика, комедия, немного спорта, немного драмы и хороший саундтрек. «Студенческая команда» с Полом Уокером, «Выскочка» с Риз Уизерспун, «200 сигарет» с Кейт Хадсон – с этих картин началась история MTV Films в 1999 году.
В 2000 году MTV Films попробовала себя в жанре, который впоследствии оказался одним из самых востребованных аудиторией канала, – компания начала работу над документальными фильмами о музыкантах и звездах сцены. Начало было положено «Настоящими королями комедии» Спайка Ли, затем были «Мартин Лоуренс живьем», «Тупак: Воскрешение», «Джастин Бибер: Никогда не говори никогда», «Кэти Перри: Частичка меня» – на эти картины зрители в кинотеатры шли не менее охотно, чем на боевики и триллеры. Еще одним фирменным жанром для MTV Films стали фильмы со звездами поп-музыки в главных ролях. По мнению маркетологов, такой ход должен был в дополнение к обычным кинозрителям привлечь в кинотеатры фанатов, но затея пошла прахом с первой же попытки – сконструированный в 2001 году специально под Бритни Спирс фильм «Перекрестки» оказался сущим кошмаром, а сама поп-принцесса от претензий на актерскую славу навсегда отказалась. Два года спустя трюк повторила Бейонси Ноулз в «Борьбе с искушениями» и провалилась еще громче. К чести Ноулз нужно признать, что она от своей цели покорить кинематограф не отступила и даже получила со временем номинацию на «Золотой глобус» за роль в «Девушках мечты».
Однако главной ударной силой MTV Films стали не восходящие молодые звезды кино и не популярные музыкальные исполнители. Настоящими королями компании стали малоприятные, пошлые, глупые, но чрезвычайно смешные парни, калечащие себя и друг друга самыми невероятными способами. Мы знаем их под кодовым названием «Чудаки». Шоу с этим названием с успехом транслировалось на канале с 2000 года, но к 2002 году скопило столько материала, который по различным причинам не мог быть показан на ТВ, что создателям «Чудаков» не оставалось ничего иного, как сделать кино. Успех кровопролитного садистского комедийного шоу был таким, что его последствия мы наблюдаем до сих пор: «Чудаки» получили два полновесных сиквела, два неофициальных продолжения и спин-офф «Несносный дед», который вот-вот постучится в наши кинотеатры.
Есть в списке работ MTV Films и жанр, который музыкально ориентированной компании не поддался. Это, как ни странно, любимый аудиторией канала фантастический боевик – единственный опыт соприкосновения с ним обернулся хлесткой пощечиной: «Эон Флакс» с Шарлиз Тэрон в главной роли с грохотом провалился в прокате в 2005 году. Вернуться к жанру студия осмелилась только восемь лет спустя, подрядившись помогать с постановкой «Охотников на ведьм». Зато отлично работали комедии, особенно привязанные к спорту, – MTV Films приняла участие в работе над «Все или ничего» с Адамом Сэндлером, «Путем ноги и кулака» с Дэнни МакБрайдом, «Лезвиями славы: Звездуны на льду» с Уиллом Ферреллом. Не обойдены были вниманием и любители серьезного кино, в каталоге MTV Films есть добротные драмы: «Тренер Картер», «Писатели свободы», «Война по принуждению».
К 2014 году канал MTV подошел не в самой хорошей форме – традиционное телевидение испытывает закономерные для эпохи широкополосного Интернета проблемы. Каким образом это отразится на кинопроизводственном подразделении? Сказать сложно, о своих планах на будущее MTV Films не особенно распространяется. Главный музыкальный телеканал мира всегда находил чем удивить зрителя, наверняка отыщет путь к сердцам и кошелькам зрителей путь и на этот раз. Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки!
Самые кассовые фильмы: «Все или ничего», «Чудаки 3D», «Лезвия славы: Звездуны на льду».
Кассовая неудача: «Эон Флакс».