Дерзкая романтическая комедия для мужчин – и для тех женщин, которые пытаются разгадать загадку мужской души
Джон Мартелло (Джозеф Гордон-Левитт), которого друзья зовут Дон Жуан, обожает девушек. Он так их любит, что каждый вечер уходит из клуба с новой «цыпочкой». Еще он любит свои бицепсы, свою семью, свою церковь… И свою порнографию. Хотя он не спит с девушками, которых оценивает меньше чем на восемь из десяти баллов, Джон находит порноклипы более притягательными и возбуждающими, чем красоток, которые проходят через его постель. Даже когда он заводит роман с «десяткой» Барбарой (Скарлетт Йоханссон), он продолжает изменять ей с ноутбуком и салфеткой. Хотя девушка, воспитанная на романтических фильмах, считает порнографию отвратительной, и она готова встречаться с Джоном, только если он забудет дорогу на порносайты.
Романтические комедии считаются фильмами для свиданий. На что еще пойти влюбленной паре, если она не сошлась на почве пристрастия к марвеловским комиксам? Тем не менее большинство ромкомов – картины не для мужчин и женщин, а преимущественно для женщин. Так уж устроен этот жанр, что его типичные сюжеты, его драматизм и его подход к музыке и дизайну сильнее взывают к женскому, чем к мужскому началу. Ничего плохого в этом нет – почти все прочие жанры ориентированы на мужчин, и женщины имеют полное право на «свое» кино. Но иногда так хочется увидеть ромком, который был бы мужским процентов на 80%, а не на 30 и не на 50…
Что ж, «Страсти Дон Жуана» – именно такой фильм. Нет, дебютная полнометражная режиссерская и сценарная работа Джозефа Гордон-Левитта не разочарует его поклонниц, потому что актер постоянно щеголяет в майке и время от времени снимает и ее, а такой классной физической формы у него не было, кажется, даже на съемках «Темного Рыцаря: Возвращение легенды». Но почти все остальное в «Страстях» заточено под мужчин. Главная тема фильма, сюжет, шутки, приколы, периодическое появление на экране порнокадров… И даже то, как камера снимает Скарлетт Йоханссон. Это вам не обычное голливудское: «Ну вот, Скарлетт Йоханссон. Она играет в нашем фильме. Правда, она ничего?» Это обалдевшее: «Эй, мужики, смотрите! Скарлетт Йоханссон! Спереди, сзади, везде! Это десять из десяти! Двенадцать! Двадцать! Шестьдесят шесть!» Эротических сцен, правда, у актрисы в фильме нет, но Йоханссон, как и Мэрилин Монро, не нужно раздеваться в кадре, чтобы сражать мужчин наповал. Особенно если камера смотрит на нее с такой страстью, как камера Гордон-Левитта.
Тем удивительнее на первый взгляд центральная коллизия фильма – герой продолжает смотреть порно, хотя спит с одной из красивейших женщин мира. Почему? Ответу на этот вопрос картина в основном и посвящена. Это не столько фильм об отношениях между людьми, сколько кино об отношениях между людьми и мифами, которые вколочены в нас поп-культурой. Порнография предлагает идеальных женщин, романтические ленты – идеальных мужчин, и мы презрительно кривим губы всякий раз, когда наши реальные знакомые хоть немного не соответствуют этим идеалам. Особенно если нам нравится то, что мы видим в зеркале, и нам кажется, что мы можем найти кого-то получше, чем «десять из десяти».
Раскрывая эту тему, фильм быстро превращается из романтической комедии в едкую сатиру. Завершается он как мелодрама, и это его худшая часть, но финал «Страстей» столь краток, что он не успевает испортить впечатление от откровенных и уморительных предшествующих сцен. Чувствуется, что Гордон-Левитт – неопытный автор, но также ясно, что ему есть что сказать о сексуальных нравах, мужской психологии, женских «закидонах», семейном воспитании, «братанской» дружбе и даже о католической Церкви. Последнее, правда, несколько неуместно, поскольку Гордон-Левитт – не католик. В США хватает режиссеров-католиков, критикующих свою Церковь, и если Гордон-Левитту хотелось сказать что-нибудь неприятное про религию, ему надо было рассуждать про «родной» иудаизм. Но так как шутит он остроумно, ему это можно простить. И вообще, какие могут быть разговоры о корректности, когда речь о фильме, в котором герой без устали «душит змейку»? Главное – что это веселая и бойкая мужская комедия, заставляющая задуматься о том, как мы живем и куда движется современная цивилизация