Забавный, но нарисованный не для наших малышей сатирический мультфильм о герое популярного в Британии мультсериала
Почтальон Пэт Клифтон из городка Гриндейл скромен, вежлив и услужлив. Он так хорошо выполняет свою работу, что все клиенты его обожают, и Пэт надеется получить годовую премию, чтобы свозить жену и сына в Рим. Однако новый начальник Клифтона отменяет премии почтальонам. Он вообще не любит живых сотрудников и мечтает заменить их роботами. Раздосадованный Пэт принимает участие в телевизионном конкурсе талантов, где среди призов есть поездка в Италию, и он покоряет жюри и зрителей своим проникновенным пением. Пока прославившийся на всю страну почтальон раздает интервью и участвует в ток-шоу, его босс подменяет Пэта злобной механической копией, которая развозит посылки в срок, но при этом нарушает правила движения, мнет газоны, хамит клиентам и сносит двери с петель.
Мультсериал «Почтальон Пэт» появился на британских телеэкранах в 1981 году, и его заглавный герой быстро стал всеобщим любимцем. В отличие от нашего Печкина, только и умеющего, что шпионить за маленькими мальчиками, рыжеволосый очкарик Пэт тщательно выполнял свои обязанности, с готовностью помогал соседям-фермерам и жил в таком уютном уголке Англии, какие, кажется, сохранились только в телесериалах. Еще он часто брал с собой на работу своего кота Джесса, который помогал ему доставлять почту туда, куда сам Пэт не мог забраться. Это было одно из тех светлых и душевных шоу, которые исподволь учат малышей дружбе, трудолюбию и вниманию к окружающим. Даже если это лишь случайные клиенты.
В 1980-х и 1990-х Пэт был столь популярен, что британская почта использовала его как свой неофициальный символ, и настоящие почтальоны порой старались быть похожими на Пэта, чтобы впечатлить детвору. В последние годы, однако, важность почты падала с каждым днем, и знаменитому почтальону пришлось меняться вместе с его профессией. Поэтому в 2008 году, когда вышел последний на сегодняшний день мультсериал о Пэте, заглавный герой был уже сотрудником не государственной почты, а частной службы доставки. Душевности в этом сериале было меньше, а вот всевозможных гаджетов, машин, вертолетов и мотоциклов – больше. Игрушки – прибыльный бизнес!
Как вы, вероятно, догадались по словам «последний на сегодняшний день», обновленный Пэт суперпопулярности не снискал, и в новом полнометражном 3D-мультфильме о почтальоне главный герой изменился еще раз. Точнее, изменились происходящие с ним события.
В самом начале картины Пэт, к вящей радости фанатов, доставляет посылки и помогает соседям. Но как только он узнает, что не получит премию, картина превращается из добродушной истории о скромном трудяге в мрачноватую сатиру о зловещем корпоративном заговоре и о музыкальном телешоу, где ведущий изобретательно унижает участников-неумех (мультфильм пародирует «Британия ищет таланты» и Саймона Коуэлла). Соответственно, доставка почты уходит на задний план, и Пэт сперва продирается сквозь «медные трубы», а затем вместе с Джессом сражается с армией робопочтальонов и с робокотом, который стреляет из глаз лазерными лучами.
Кульминация мультфильма отчетливо напоминает «Доктора Кто», и это неспроста. Лучший Доктор последних сезонов шоу Дэвид Теннант озвучил в «Почтальоне» коварного, но незадачливого музыкального менеджера, который пытается помешать Пэту выиграть конкурс и надеется пропихнуть в победители своего подопечного.
Все это, в принципе, довольно бойко и забавно. Но вот вопрос – на кого мультфильм рассчитан? Особенно в России, где у «Почтальона Пэта» нет фанатской аудитории? Для взрослых и подростков это слишком детская лента, глуповатая и с нарочито простой компьютерной графикой и анимацией (художники пытались воссоздать стиль телевизионного, кукольного «Пэта»). Для малышей же она слишком взрослая, с постоянными разговорами про премии, семейные неурядицы, корпоративные подсиживания и прочие проблемы, которые дошколятам не близки. И это не тот случай, когда дети могут просто пропустить непонятные реплики мимо ушей. Взрослые заковырки составляют сюжетный костяк ленты.
Главная же беда нового «Пэта» в том, что он не учит дружить и любить. Как только герои мультфильма сталкиваются с робо-Пэтом, они ополчаются на настоящего почтальона и не прощают его, пока не узнают, что Пэт-злодей был роботом. Разве друзья и родные так себя ведут? Были бы они хорошими людьми, они бы решили, что их друг, отец и муж рехнулся из-за обрушившейся на него славы, и они попытались бы ему помочь – как угодно, но только не устраивая ему обструкцию.
Да, моральная история – это не обязательно история о моральных людях. Вспомним хотя бы «Чучело». Но без покаянного «Чучело, прости нас» такие истории не работают. А в «Пэте» подобной сцены нет, и после разоблачения злодеев герои продолжают жить так, как будто не предали только что своего ближнего. Разве можно учить детей на таких примерах? Уж точно не в России!