Хотите стать космонавтом? Хорошо подумайте, прежде чем отвечать на этот вопрос. Представители этой профессии проводят в космосе долгие годы, они испытывают непостижимые физические и психологические перегрузки. Но физика – это полдела...
Хотите стать космонавтом? Хорошо подумайте, прежде чем отвечать на этот вопрос. Представители этой профессии проводят в космосе долгие годы, они испытывают непостижимые физические и психологические перегрузки. Но физика – это полдела. Походить в спортзал, посидеть на здоровой диете, привести в порядок режим – и можно лететь в космос. А как быть с психологией? Подготовить себя морально абсолютно ко всем ситуациям невозможно, ты просто не знаешь, что может случиться.
Марк Уотни, к примеру, вместе с командой экстренно покидал Марс. Миссия Ares 3 свернулась из-за огромной песчаной бури, не дававшей работать и буквально сносившей жилой модуль. Команда парами шла к кораблю, вот-вот они поднимутся на орбиту, а затем улетят домой на Землю. Первая пара прошла, вторая, третья… третья не прошла. Одного из астронавтов в связке в песочной пурге снесло сорванной антенной. Он скрылся в буре, а перед глазами остались лишь его биопоказатели: пульс – 0, кровяное давление – 0, температура – 36,6. Марк Уотни мертв, решает команда и покидает Марс. Но Марк Уотни жив, и теперь он предоставлен сам себе на безжалостной Красной планете.
«Хотел бы я знать, о чём он сейчас думает».
***
«И как может Аквамен контролировать китов? Они же млекопитающие! Бред какой-то».
Марк Уотни – один из самых ярких книжных персонажей последних лет. Пожалуй, подобную истерию вокруг своей персоны последний раз создавала Лисбет Саландер, она брала своей эксцентричностью, умением решить любую проблему, холодным умом и, естественно, эпатажным внешним видом. Если отбросить внешний вид, у Уотни все те же качества. Это неунывающий ботаник, который способен смеяться над собой и над любыми жизненными ситуациями, у него ко всему есть рациональный подход. А еще он чрезвычайно живуч…
Придумал Уотни писатель Энди Вейер. По правде говоря, писателем он стал совсем недавно. Вейер с детства изучал физику частиц, учился на программиста, писал софт и даже успел потрудиться над созданием WarCraft II. Но также Энди зачитывался «азимовщиной» и другой фантастикой, впоследствии это вылилось в свои писательские начинания.
«Однажды, попутно делая крайне харизматичные незадротские поступки, я начал прорабатывать в голове человеческую миссию на Марс. Я даже написал софт, чтобы просчитать орбитальную траекторию, по которой команда должна попасть с Марса обратно на Землю. Я представлял себе корабль, постоянно ускоряющийся на ионных двигателях», – рассказывает Вейер.
Свою книжку Вейер выкладывал в Интернете в 2011 году, вначале на своем сайте, потом на Amazon. Причем на Amazon программист с познаниями физики пошел не ради наживы, а лишь потому, что читатели попросили перейти на площадку, с которой удобнее скачивать.
«Я сменил формат книги, взял из общего доступа фото Марса для обложки и залил на Amazon. Цену установил в 99 центов, и то только потому, что нельзя на Amazon разместить книгу бесплатно», – поясняет Вейер.
Так «Марсианин» стал международным культурным феноменом, который сейчас продается в российских книжных магазинах с подписью «Бестселлер года» и дразнит нас киноанонсами.
На большой экран книгу переносят режиссер Ридли Скот и 20th Century Fox, главную роль играет Мэтт Дэймон. Дэймон первым поднялся на борт проекта, которым тогда занимались Саймон Кинберг и Дрю Годдард. Последний сам адаптировал «Марсианина» и собирался его поставить, но решил снять «Зловещую шестерку» (хе-хе, злорадный смешок). На место Годдарда пришел сэр Ридли Скотт, вернувшийся с «Прометеем» в жанр сай-фая после 30-летнего перерыва.
«Когда я встретил Ридли впервые, он сказал мне, что всегда хотел снять “Робинзона Крузо”», – вспоминает Дэймон.
Что ж, Ридли хотел снять – Ридли снял, причем так, что, возможно, «Марсианин» станет одним из лучших фильмов года. Он уже произвел фурор на кинофестивале в Торонто.
«Нужно мастерство истинного ремесленника, чтобы взяться за что-то столь сложное, столь комплексное и сделать из этого легкое для понимания. Одного мастерства мало, нужен глаз настоящего художника, чтобы рассмотреть глубину и заставить краски петь», – нахваливает «Марсианина» Дрю МакУини (Drew McWeeny/HitFix).
«Привнося оптимизм и ботанизм, а еще немного безумия в свои мытарства, Дэймон становится ключом к успеху фильма», – отмечает работу главного исполнителя ленты Джошуа Роткопф (Joshua Rothkopf/Time Out New York).
«Строясь вокруг еще одного великолепного перевоплощения Мэтта Дэймона, “Марсианин” смешивает на громадном холсте остроты, шутки, задумки и странности героя с общим напряжением. Результатом становится один из самых приятных фильмов Скотта за долгие годы», – констатирует своеобразный камбэк Ридли Скотта Иан Фрир (Ian Freer/Empire).
«Как коммерческое развлечение “Марсианин” оправдывает ожидания в качестве умного блокбастера, следующего формуле относительно жизнеутверждающей драмы. Схожий по тематике “Интерстеллар” преследовал большие амбиции, “Марсианин” действует надежнее: Это проработанная до мозга костей работа, которая отличается приземленностью», – сравнивает с блокбастером Кристофера Нолана Эрик Кон (Eric Kohn/indieWire).
К слову, об «Интерстелларе», фильм Нолана порядком досадил Скотту, Дэймону и Вейеру. После первого трейлера «Марсианина» в шутку называли «Интерстеллар 2.0», а некоторые то ли всерьез, то ли шутя говорили, что это приквел истории героя Мэтта Дэймона, которого отправили исследовать планету, а он потом сбрендил, струсил и кинул Мэттью МакКонахи и Ко.
Why does NASA keep sending Matt Damon to space when all he does is get stranded? #TheMartian #Interstellar
— Matt Rodriguez (@Majiesto) 8 июня 2015
Wasn't Matt Damon left on a planet already?Is the #TheMartian a prequel to interstellar or is Matt the best actor for stranded guys on mars?
— MIKE (@RI_MIKEkudzma) 9 июня 2015
Just watched the trailer of Ridley Scott's The Martian. Matt Damon stranded in space again, after having learnt NOTHING from Interstellar.
— Akshar (@AksharPathak) 9 июня 2015
В конце концов все это надоело Энди Вейеру:
«Ну да, Мэтт Дэймон действительно играл оставшегося в одиночестве астронавта в “Интерстелларе”. Спасибо, тысячи людей, что снова и снова это отмечаете».
Немного погодя писатель свой твит удалил. Справедливости ради скажем, что с «Интерстелларом» «Марсианина» роднит многое, но у них принципиально разный подход. Марк Уотни не будет с экрана читать вам монолог, что человечество спасет любовь, и это единственная сила, пробивающаяся сквозь пространство и время. В Гаргантюа видал он все эти сантименты, логика – вот его главное оружие.
«Режиссер и сценарист умышленно преуменьшают традиционный мелодраматизм, присущий ситуации, и делают выбор в пользу практического решения проблем, рационального подхода. Никакой истерии, безголового патриотизма или эгоизма», – пишет Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).
Среди дифирамбов в Торонто все же затесались некоторые претензии. Кто-то упрекнул «Марсианина» в небольшой стагнации посередине, кому-то не понравился микроменеджмент, а для кого-то фильм получился излишне процедурным. Специалисты NASA, а их тоже приглашали на премьеру, хотя и оценили фильм положительно, обратили внимание на некоторые фантазии и культурные мифы.
«В “Марсианине” есть один троп, на который стоит обратить внимание: сцены, когда центр управления полетами с овациями провожает взлетающую ракету. Такого не бывает, это не только непрофессионально, это говорит о практически преступной халатности», – делится взглядом Джеймс Оберг, работавший как раз в центре управления полетами. Он также отметил, что два часа фильм свято следует букве технических регламентов и лишь напоследок позволяет себе немного пофантазировать, но это того стоит.
«”Марсианин” – самый интересный фильм Скотта за годы. Струящееся повествование и стабильный темп вкупе с актерским составом, не допускающим промахов, дарят нам легкое попкорное развлечение», – подытоживает Кевин Джагернот (Kevin Jagernauth/The Playlist).
Итак, приготовьтесь. До полета на Марс осталось 11 дней – в прокат космический «Робинзон Крузо» выходит 4 октября.