Хорроры всегда славились своей бескомпромиссностью и жестокостью. Одних героев могли перерезать напополам, других разорвать на маленькие кусочки, а третьих пытать на протяжении всего фильма. Жанр, как можно понять, не для слабонервных, но и мы не робкого десятка: для любителей экстрима собрали 8 самых жестоких и кровавых сцен в ужасах, многие из которых не смогут вынести даже самые отъявленные фанаты.
Фильм Паскаля Ложье — сам по себе одна большая и непрекращающаяся сцена насилия. Выбирать в ней самый жестокий эпизод представляется почти нереальным: это то же самое, как попытаться назвать наиболее одиозный момент в «Сало, или 120 дней Содома» — в лучшем случае неудачно ткнёшь пальцем в небо. Но мы всё-таки попытаемся. В финале «Мучениц», когда героиню ловит секретная организация, постигающая тайны загробной жизни, над ней начинают жестоко измываться на протяжении нескольких недель: держат в холодном подвале, избивают и лишают еды. Кульминацией пыточного безумия становится свежевание — с девушки сдирают кожу и тем самым пытаются сделать из неё настоящую мученицу, способную приблизиться к Богу и познать секреты мироздания. Ложье не то чтобы непрерывно показывает бедную Анну (часто он и вовсе обращается к аккуратным и очень сдержанным крупным планам глаз), но смотреть на страдания героини будет невыносимо даже людям с самыми крепкими нервами.
Дебют Ари Астера к своим зрителям оказывается не менее безжалостен, чем «Мученицы» Паскаля Ложье. Более того, в самом своём жутком и кровавом моменте ещё перед смертью одной из героинь он явно намекает публике на то, как всё закончится. А когда машина, в которой сидит персонаж Алекса Вулфа и из окна которой высунется бедняжка Чарли (Милли Шапиро), на всей скорости будет нестись на столб, Астер сделает изящнейшее (и пугающее) режиссёрское решение. Вместо того чтобы показать реакцию героев или отделаться общим планом, он воспользуется субъективной камерой и несколько секунд зритель от лица девочки Чарли будет наблюдать за её собственной неминуемой смертью. Мы стремительно приближаемся к столбу и чувствуем себя участниками этой ужасной аварии. Склейка. Голова героини отлетает от удара, и нам остаётся лишь сидеть перед экраном в полном онемении. Настоящее искусство кино.
Вот уж какой фильм в этом списке смотрится неуместным. Среди интеллектуальных «Реинкарнаций» и «Мучениц» «Джейсон Х» — очередное продолжение культовой франшизы «Пятница, 13-е» — кажется уж слишком ленивым выбором. Дешёвый слэшер, который априори делает ставку на мерзкие убийства? Да, именно он, но попробуй найди альтернативу той самой сцене с жидким азотом, ставшей лучшей не только в фильме, но и, возможно, во всей серии. Действие разворачивается в космосе, а значит, у Джейсона Вурхиза в руках ещё больше орудий убийств. Одним из них становится жидкий азот — злодей в нём сначала утопит одну из героинь и превратит её голову в глыбу льда, а потом разобьёт ледяной кусок об стол. В сторону полетят, как нетрудно догадаться, замороженные мозги, глаза и другое содержимое человеческого тела. Очень изобретательная сцена, до которой могли додуматься только настоящие фанаты хоррора.
И вновь возвращаемся к французскому кино. Александр Ажа — такой же любитель жанрового экстрима, как и Паскаль Ложье, поэтому выбрать одну сцену из множества кровавых и диких будет всё ещё сложно. Тут и эпизоды удушья, и вспоротые пилами животы (финал этой картины вообще надо внести в учебники по жанру как один из самых омерзительных моментов в истории кино), и перерезанные глотки, но есть-таки в «Кровавой жатве» один бесспорно выдающийся момент. Очень короткий, но показывающий уникальную фантазию Ажа. Безымянный маньяк пробирается в дом и хочет убить мужчину. Сначала он заставляет его подняться по лестнице, но, не пройдя и середины пути, пихает голову бедняги между перилами. Герой не может выбраться, а кровожадный убийца уже со всей скорости катит в его сторону шкаф. От удара голова жертвы отлетает, а расплескавшаяся кровь из шеи перекрашивает полы в красный цвет. Если хотите обеспечить себе «незабываемый» ночной сеанс, можете включить «Кровавую жатву» и считать все одиозные эпизоды насилия.
И снова выбор века: как во франшизе про пытки и убийства, растянувшейся на почти десяток частей, найти самый кровавый момент? Ответ прост — обратиться к истокам. «Игра на выживание», может, и не наиболее жестокий эпизод серии, но каждый раз, когда на экране появлялись сцены насилия, воспринимаются они по-своему шокирующе. То ли дело в том, как Ван работает с саспенсом, то ли в «грязной» дебютной эстетике, но финал, где доктор Гордон, закованный в цепь, отрезает себе ногу, стал одним из самых жестоких в истории хоррора. Кэри Элвес, кстати, настолько вжился в роль, что случайно начал отпиливать свою настоящую ногу — на всю жизнь у актёра остался шрам. Возможно, как раз это и делает эпизод настолько зловещим.
Бен Уитли всегда славился своими безумными фильмами на грани фарса и хоррора. «Список смертников» — тоже до жути необычное (раскрывать все карты не будем, финал надо смотреть без спойлеров) кино то ли о ПТСР, то ли и вовсе об абсурдности нашей реальности. И оттого вдвойне эффектно выглядят здесь все сцены насилия — особенно жестокий эпизод избиения молотком. Два героя сажают человека на стул, разбивают ему колени и кисти, а потом разносят голову на куски. Сюрреалистичный триллер становится только напряжённее от этой грязной реалистичности. В любом другом кино подобный эпизод едва ли выглядел бы настолько же шокирующим, но в «Списке смертников» Уитли, кажется, нашёл секрет успеха и понял, как надо пугать зрителей.
Дженнифер Кент сняла настолько же жестокий, насколько и гуманистический по своей сути фильм о мести. И символично, что открывается он одной из самых суровых сцен современного кинематографа. Главная героиня — ирландка Клэр, которая вынуждена работать прислугой у британских военных. Однажды те врываются в её дом, насилуют девушку, убивают мужа и со всей силы бьют младенца об стену. Чувствительным зрителям может показаться, что Кент упивается демонстрацией насилия, но это не так — она лишь хочет честно показать события Чёрной войны в Тасмании, когда английские колонизаторы бесчинствовали на чужих территориях и вырезали целые деревни. Сцена убийства семьи Клэр нужна прежде всего для того, чтобы зритель на себе прочувствовал её жажду мести, взглянул на ужас в жизни героини настолько честно и неприкрыто, насколько только можно.
Детей в хоррорах убивают, скажем честно, крайне редко — обычно в самые напряжённые моменты их спасает кто-то из близких или друзей. Но не в случае «Оно 2». Крови в этой сцене нет, но менее жуткой она от этого не становится. Во время матча девочка спускается под трибуну и встречает Пеннивайза, который подначивает её подобраться поближе. Зритель, само собой, надеется, что всё обойдётся и монстр просто напугает ребёнка, но вместо этого главный злодей дилогии неожиданно вгрызается в голову героини. Даже в не самом удачном сиквеле фантазии сценаристов хватило на настолько жестокую сцену.