Сегодня свой 34-й день рождения празднует Сарик Андреасян — самый неоднозначный режиссер современного российского (а с недавних пор и мирового) кинематографа
К 34 годам Андреасян успел снять первый российский фильм о супергероях, драму о Спитакском землетрясении, голливудский боевик с лауреатом премии «Оскар» и комедию о тяжелой жизни беременного мужчины. Таким послужным списком может похвастаться далеко не каждый режиссер.
На основе социальных сетей Сарика Андреасяна и его фильмографии мы подготовили 10 советов начинающим режиссерам, которые помогут добиться успеха.
1. Влепите пощечину общественному вкусу
Кто сказал, что вы обязаны уважать кем-то признанных деятелей кинематографа? У великого режиссера есть свой вкус, который он не боится показать. Владимир Маяковский призывал скинуть Пушкина и Толстого с Парохода Современности — чем вы хуже?
Сарик Андреасян:
«Смотрю “Бойцовский клуб по ТВ3”. Тайлер спрашивает у Джека:
– Если бы у тебя была возможность подраться с любым человеком (знаменитость, историческая личность и т.д.), кого бы ты выбрал?
Я задумался. Кого бы я хотел хорошенько избить? Тарковский и Балабанов пришли в голову. А вы?»
2. Не забывай свои корни, помни…
У каждого режиссера есть фильмы, которым он обязан. Это не просто любимое кино, а эталон, который остается в памяти на всю жизнь и постоянно влияет на творчество. Ваше восприятие мира и искусства подсознательно было сформировано этими фильмами, поэтому не стесняйтесь возвращаться к ним.
Сарик Андреасян:
«По ТНТ идет великий фильм “Тупой и еще тупее”. И я счастлив, что именно этот фильм сформировал мою личность!»
3. Научитесь понимать универсальный язык кино
Помните, кино – это искусство, у которого нет границ. Оно говорит со зрителем через технические средства и чувства, поэтому язык персонажей не так важен. Будущий режиссер должен в первую очередь научиться видеть и чувствовать главный язык – тот, на котором говорит с нами кино. Сначала поймите его, а потом вкладывайте в свое творчество.
Сарик Андреасян:
«Посмотрел “Призрачную красоту”! Простой, наивный и очень трогательный! Некоторые вещи на английском не понимал, но плакал! Уилл Смит и Нортон прекрасны!»
4. Ставьте перед собой самые амбициозные цели
Чего вы хотите добиться от своего призвания – мешка наград или кассового успеха, любви зрителей или признания критиков? Поставьте перед собой самую смелую цель, которую можете придумать, а потом посвятите карьеру и целую жизнь ее выполнению.
Сарик Андреасян:
«Фильм Pretty woman, известный в России как “Красотка”, стоил 14 млн. долларов и собрал по миру около 500 млн. только в прокате! Это мой новый ориентир!»
5. Награды — не главное
Конечно, каждый режиссер хочет снять фильм, который добавит на полку килограммы наград. Но так ли это важно? Не все великие деятели получали «Оскар» или «Золотого орла», да и вообще чаще всего эти награды куплены и не объективны.
Сарик Андреасян:
«…смотря на результаты “Золотого глобуса” я не могу понять, почему Ди Каприо получает “глобус”, а его режиссер Мартин Скорсезе даже не номинируется, или почему за лучшие актерские работы получают МакКонахи и Лето, а за режиссуру – Куарон. Короче, это все вкусовщина и не более того».
«Посмотрел номинантов на “Золотой глобус”! Опять проигнорировали нормальное кино. Где “Интерстеллар” и “Стражи галактики”?»
6. Постмодернизм и уважение
Одно дело – пересматривать любимое кино. Другое – приносить в собственных фильмах дань уважения великим авторам. Покажите свою эрудированность небольшими эпизодами, цитатами или референсами. Во-первых, вы искренне благодарите великих режиссеров и их влиятельное творчество. Во-вторых, приблизите к себе не менее эрудированного зрителя.
Сарик Андреасян:
«Смонтировал свою новеллу к фильму “Мамы”. Короче, всем поклонился в своих 12 минутах. Куарону, Копполе и Эдвардсу!»
7. Никогда не измеряйте искусство категорией скуки
Сарик Андреасян:
«Один прекрасный актер недавно сказал мне гениальную вещь, что самое страшное, что произошло с нами, это то, что мы стали мерить искусство категорией СКУКИ! Скучно – значит плохо, а динамично – значит классно! К сожалению, сам стал таким же! Включаю клип или какое-то короткометражное кино и выключаю через 15 секунд! Не даю шанса! Скучно мне! Время такое».
8. Не забывайте работать с актерами
Можно по-разному относиться к актерам: их можно считать марионетками в руках режиссера или полноправными членами процесса съемок, которые предлагают свои идеи. Так или иначе, актеры — лица вашего фильма. Вы должны сами выложиться по максимуму, чтобы актер понял, как, например, лучшего всего сыграть человека, который потерял всю семью в авиакатастрофе, или беременного мужчину.
Сарик Андреасян:
«Я, конечно, понимаю, что профессия режиссера — это понимание и ответственность за всё кино, но в основе этой профессии все равно лежит работа с актером, точнее, умение подсказать актеру более точный путь. Эти две профессии очень взаимосвязаны…»
9. Не переставайте исследовать кинематограф
Да, есть любимые фильмы, есть любимые режиссеры, но разве стоит останавливаться? Кинематограф — по общим меркам довольно молодое искусство, успевшее, однако, подарить тысячи великих фильмов. Никогда не переставайте смотреть кино, потому что стагнация — это творческая смерть. Исследуйте, раз за разом влюбляйтесь и развивайте в себе отменный вкус. Только не смотрите «артхаус».
Сарик Андреасян:
«Кто не посмотрит “Боевого коня”, отпишитесь — я удалю из друзей)))) Любой уважающий себя человек, любящий себя и хотя бы немного искусство (не артхаус, не путайте искусство и безрассудство), должен посмотреть этот прекрасный фильм. Я недавно жаловался, что исчезли Гладиаторы, Форрест Гампы, Храброе сердце. Это не так».
«Начал блокировать любителей артхауса и прочего говна! В новый год я хочу с нормальной кармой, хочу в новый год с любителями Скорсезе, Финчера, Нолана, Бэя, Скотта».
10. Главное — будьте человеком
Желание добиться успеха и стать великим режиссером не должно пробуждать в вас злость, зависть и алчность. Настоящий деятель искусства – в первую очередь гуманист. Свою любовь к людям нужно показывать не только в творчестве, но и в повседневной жизни!
Сарик Андреасян:
«Пришёл в кинотеатр "Октябрь". Смотрю, стоит у кассы очень пожилая женщина и спрашивает про скидки, а ей говорят, что билет стоит 470 рублей и скидок сегодня нет. Она говорит, что у неё есть 200 рублей, а остальные она потратила в больнице и едет издалека, чтобы посмотреть "Крым". В итоге я купил ей билет на “Крым”…»
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!