С 1 октября на Netflix в русской озвучке и с субтитрами доступны все девять сезонов «Сайнфелда» — великого комедийного сериала Джерри Сайнфелда и Ларри Дэвида о четверке аморальных и придурковатых друзьях. Это отличная возможность познакомиться с влиятельной и гомерически смешной классикой «ни о чем», которая 30 лет назад расширяла границы допустимого на телевидении и до сих пор смотрится прогрессивно, смело и свежо.
Главная проблема «Сайнфелда» — сериал медленно раскачивается и первые 10-15 эпизодов ищет себя. Из-за этого долгого вступления чаще всего новые зрители и бросают просмотр. Если вы хотите познакомиться в ситкомом, но боитесь разочароваться как раз на первых сезонах, то для вас мы составили подборку из 8 не лучших, а образцовых эпизодов, которые в полной мере дают представление о сериале.
Одно из главных достоинств «Сайнфелда» — желание его создателей исследовать нетрадиционные способы сторителлинга: например, в последних сезонах есть эпизод, который рассказывает историю о предательстве в обратной хронологии (9 сезон, 8 серия). The Chinese Restaurant — это классический так называемый «бутылочный эпизод», действие которого происходит в одной локации и нарушает типичное для ситкомов деление на основную сюжетную арку и второстепенную. Сюжет прост и максимально отвечает концепции «сериала ни о чем»: герои стоят в фойе китайского ресторана и ждут, когда освободится столик, но управляющий их раз за разом динамит. Кроме того, мы как раз обязаны этому эпизоду за появление великого мема про жизнь в обществе!
Эпизоды «Сайнфелда» либо и правда рассказывают «ни о чем», либо о чем-то напротив уникальном и невероятном. The Limo относится ко второй категории: это история о последствиях наглого и высокомерного поведения героев. По сюжету вернувшиеся в Нью-Йорк Джерри и Джордж решают воспользоваться лимузином в аэропорту — один из них выдает себя за пассажира, которого шофер ждет у выхода с листком бумаги и который точно не успел на рейс до Нью-Йорка. В какой-то момент они понимают, что поездка на авто была забронирована для лидера нео-нацистской организации, внешность которого никто не знает.
The Contest — это эпизод, который принято считать лучшим в сериале: во-первых, он и правда безумно смешной, во-вторых, он попросту революционен. К 4 сезону «Сайнфелд» стал феноменом и одним из самых популярных сериалов на американском телевидении, поэтому создатели могли спокойно гнуть свою линию и продвигать в сюжеты темы, которые считались неприемлемыми для ТВ того времени. Например, мастурбацию! Эпизод начинается с того, что Джордж рассказывает о том, как мать застукала его за мастурбацией, попятилась назад и повредила спину. Он обещает друзьям, что большего никогда не будет заниматься ЭТИМ — они не верят и решают устроить конкурс по воздержанию. Правда, судьба подкидывает героям препятствия: в доме напротив оголяется девушка, а в спортивный зал приходит знойный красавчик.
The Pick редко встречается в списках лучших эпизодов сериала, но это отличный пример эпизода, в котором четыре сюжетные арки смешно переплетаются, а главное — блестяще работают. Завязка по-сайнфелдовски абсурдна: супермодель, с которой Джерри сходил на свидание, видит через несколько дней, как он чешет нос сбоку, но принимает это за ковыряние и бросает его; Элейн в это время отправляет рождественские открытки друзьям и родственникам, после чего замечает, что на фото видно ее сосок. Кроме того, эпизод хорошо смотрится в качестве знакомства с Крамером — эксцентричным и неуклюжим (один из лучших персонажей физической комедии в истории) соседом Джерри, который вечно попадает в неприятности.
Еще один великий эпизод, который, кстати, из-за нескольких отсылок стоит смотреть после The Contest. The Outing считается одним из важнейших и самых прогрессивных эпизодов в истории американского телевидения из-за того, как создатели работают с темой гомосексуальных отношений, которую в тот момент чаще всего гомофобно высмеивали. По сюжету Элейн замечает, что разговор героев в кофейне подслушивает какая-то девушка, поэтому решает разыграть ее и говорит о том, как Джорджу и Джерри тяжело живется, ведь они скрывают ото всех свои отношения. Девушкой оказывается молодая журналистка, которая в тот же день должна брать интервью у Джерри Сайнфелда — известного стендап-комика. Его двусмысленные ответы убеждают ее в том, что Сайнфелд — скрытый гей. Естественно, она не может не опубликовать такую сенсацию.
The Marine Biologist — это прекрасный эпизод для знакомства с Джорджем, абсолютно худшим в плане морали и этики героем сериала; невротиком, эгоцентристом и патологическим вруном. Собственно, последнее становится завязкой эпизода: чтобы добиться расположения бывшей знакомой из колледжа Джордж убеждает ее в том, что он работает морским биологом. Безобидная ложь проходит проверку, когда во время свидания по пляжу они натыкаются на умирающего кита, которому нужна помощь специалиста.
«Сайнфелд» среди прочего — это кладезь фраз, которые вошли в американскую культуру: например, «не то чтобы в этом есть что-то плохое», которую герои произносят каждый раз, когда говорят про геев, или yada yada yada (что-то вроде «бла- бла-бла») — междометие, которым герои пропускали часть рассказываемой истории. The Hamptons представили слово shrinkage, которое можно перевести как «сокращение/сжатие». Дело в том, что по сюжету герои отправляются в загородный дом — после плавания, когда Джордж переодевает плавки, к нему в комнату заходит подруга Джерри и улыбается из-за его голого вида. Обеспокоенный Джордж в ответ пытается рассказать девушкам о мужской анатомии и том, как мужчины реагируют на купание в холодной воде.
Еще одна великая фраза прозвучала в эпизоде The Sponge, которую стоит посмотреть для знакомства с четвертой героиней сериала, Элейн, бывшей девушкой Джерри, эгоисткой и карьеристкой, готовой на все ради собственной выгоды. Как и The Contest, этот эпизод поднял не самые удобные и даже табуированные для американского эфира темы — в этот раз женскую контрацепцию. Элейн узнает, что фирма по изготовлению ее любимых контрацептивных губок закрывается, она покупает последнюю коробку с ними и начинает дотошно выбирать потенциальных половых партнеров. Тогда же она использует к кандидатам ушедший в американскую культуру термин sponge-worthy, то есть «достойный губки».