21 июля Джошу Хартнетту исполнилось 45 лет. Вспоминаем о главных достижениях актёра, былой оглушительной популярности и резюме, полном талантливых работ.
Юные годы
Хартнетт родился в 1978 году в Миннесоте и был воспитан в семье экс-гитариста и художницы. Учась в школе, активно занимался футболом, однако из-за травмы был вынужден пересмотреть приоритеты. Джош мечтал попробовать свои силы в изобразительном искусстве, но вместо этого стал участником молодёжного театра, а после выпуска переехал в Нью-Йорк поступать в консерваторию. Не проучившись и года (его исключили за бунтарское поведение), переехал в Лос-Анджелес, где в 1998-м получил первую серьёзную роль в «Хэллоуине: 20 лет спустя», сыграв сына Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис).
В том же 1998-м Хартнетт возглавил «Факультет» — блестящую и незаслуженно разруганную фантастическую хоррор-комедию Роберта Родригеса о школьниках, сражающихся с инопланетянами. Сразу после актёр снялся в роли мимолётного романтического партнёра Кирстен Данст в «Девственницах-самоубийцах» Софии Копполы — так зародились оголтелая популярность Хартнетта, сопровождавшее её фанатское безумие и студийная алчность. На закате века и при входе в миллениум Голливуд отчаянно пытался сделать из Хартнетта звезду крупнейшего калибра из возможных — только вот сам актёр избрал кардинально противоположный путь.
Поиск себя. Отказ от «Супермена» и «Бэтмена»
В начале «нулевых» Хартнетту предложили стать следующим Кларком Кентом и его альтер эго Суперменом. Над блокбастером работал Брэтт Рэтнер («Час пик»); согласившись на роль, Хартнетт наверняка бы обессмертил себя и был бы известен гораздо большему количеству зрителей. Актёр внезапно отказывается, сославшись на нежелание тратить следующие десять лет карьеры и жизни на один и тот же образ. Редкий нонконформизм по-прежнему приносит Хартнетту роли в военных эпиках «Перл Харбор» Майкла Бэя и «Падение “Чёрного ястреба”» Ридли Скотта, в подростковой адаптации «Отелло» Тима Блейка Нельсона и ромкоме «40 дней и ночей». Однако голливудские боссы как будто потеряли интерес после продемонстрированной наглости и перестали давать Хартнетту второй шанс.
В середине 2000-х Хартнетт появлялся на экранах в «Городе грехов» того же Родригеса, неудачном нуаре «Чёрная орхидея» Брайана Де Пальмы, интригующем триллере «Счастливое число Слевина» с Брюсом Уиллисом. Из недавних интервью стало известно, что Хартнетт проходил пробы на Бэтмена у Кристофера Нолана, но «далеко не зашёл», по словам режиссёра. Сам актёр был гораздо больше заинтересован сценарием «Престижа», куда его тоже не взяли, предпочтя в обоих случаях Кристиана Бэйла и тогдашнюю девушку Хартнетта Скарлетт Йоханссон.
Поздний период и большие надежды
Во второй половине «нулевых» Хартнетт решает подзаработать и становится лицом бренда Giorgio Armani, наверстав упущенную модельную карьеру. Он также возвращается в театр и пробует себя в режиссуре (пока только клипов). Из заметных работ можно отметить экранизацию вампирского комикса «30 дней ночи» и инди-драму «Август» про жизнь братьев летом 2001 года, перед терактом 11 сентября. После этого начинается череда проходных боевиков и триллеров, среди которых стоит выделить «Я прихожу с дождём» вьетнамца Чан Ань Хунга («Аромат зелёной папайи»). Фестивальное и авторское кино привлекает Хартнетта, однако подобных предложений больше не поступает. В 2014-м он начинает играть в своём первом крупном сериале «Страшные сказки» с Евой Грин от продюсера Сэма Мендеса. Готическая история комбинировала в себе нескольких легендарных злодеев, включая Франкенштейна, выходила на Showtime и была одним из редких качественных представителей жанра — не в последнюю очередь благодаря харизме Хартнетта.
После «Сказок» вновь наступило затишье, которое прервал Гай Ричи — Хартнетт эпизодически появился в «Гневе человеческом» и как следует вернулся в недавней «Операции “Фортуна”», где блестяще справился с комедийной метаролью. Воссоединился Хартнетт и с Ноланом — теперь ради образа физика-ядерщика Эрнеста Лоуренса в «Оппенгеймере». Фильм выходит в прокат США 21 июля, поделив праздничную дату вместе с актёром.
В недавнем интервью The Independent Хартнетт выразил надежду, что продолжит работать с «гениальными режиссёрами», подчеркнул важность семьи в повседневной жизни и сказал, что продолжит верить в судьбу: «Всё получается тогда, когда должно получиться». Кажется, Джош Хартнетт готов к повторному прорыву, и мы вместе с ним.