В рамках ретроспективы прошедшего года вспоминаем дорогие сердцу сериалы, которые подошли к концу. Выбрали из огромного списка шесть достойных проектов: от сверхпопулярного процедурала «Люцифер» до недооцененной драмеди о взрослении «4лен».
«Дикинсон» — это сериал стартовой линейки стримингового сервиса Apple TV+, который сразу же затерялся в тени более масштабных и звездных проектов, вроде «Утреннего шоу» или «Видеть». Прошло два года, а драмеди о жизни поэтессы Эмили Дикинсон так и не привлекла широкую аудиторию, зато, как и драма об альтернативной истории «Ради всего человечества» (еще один сериал стартовой линейки), сколотила вокруг себя небольшую армию фанатов. Присоединиться к ней не так уж и сложно, потому что «Дикинсон» — это и правда очаровательная история о взрослении, которая вообще не заинтересована в том, чтобы стать честным байопиком поэтессы. Вместо этого создатели ни в чем себе не отказывают и вовсю хулиганят, предоставляя своей героине возможность вырваться из закостеневшего патриархального общества, где ей не дают построить литературную карьеру, и сбежать в пестрый мир своих фантазий. Сериал триумфально закончился третьим сезоном, так что сейчас самое время дать ему шанс.
«Люцифер» — это уникальный сериал, который начинался как устаревший эфирный процедурал, но на середине своего жизненного пути был сначала закрыт, а потом спасен Netflix, превратившим его в международный хит. За несколько нелепым сюжетом о короле ада, который открыл в Лос-Анджелесе ночной клуб и после смерти подруги начал помогать местным детективам в раскрытии преступлений, скрывается не только на удивление смешная комедия об эксцентричном мужчине, не знающем норм поведения в обществе, но и эмоциональная мелодрама о том, как похоть перерастает в незнакомое чувство — любовь. Оно и понятно — неслучайно ведь создателем сериала выступил Том Капинос, автор «Блудливой Калифорнии», которая поднимала те же темы, правда, без высокомерного представителя ада.
Когда Netflix выкупил провалившийся на родине, но набравший небольшую популярность в мире сериал «Бумажный дом», фанаты обрадовались тому, что их любимый проект о благородных ворах не только посмотрит больше людей, но его еще и продолжат с неограниченными ресурсами стриминговой платформы. Это продолжение в какой-то момент стало камнем преткновения для разросшейся армии фанатов: одни видели в новых сезонах нелепую самопародию, другие — все тот же шедевр, под завязку забитый харизматичными героями и неожиданными, заставляющими изрядно волноваться сюжетными поворотами. Жирную точку, поставленную финалом пятого сезона, Netflix в любой момент может превратить в многоточие, но если это и правда конец, то мы будем скучать по «Бумажному дому» — неоднозначному, иногда нелепому, но уникальному сериалу современности.
Казалось, что «Бесстыжие» будут с нами всегда: начавшийся 10 лет назад сериал не только очень долго держал высокий уровень качества (до последних двух сезонов), но и часто удачно эволюционировал из-за того, что его герои буквально росли на наших глазах. Так, драмеди о семействе бедных чикагцев в отдельные моменты уходила в гей-драму, слэпстик-комедию, криминал или социальщину, рассуждающую не только о расовом вопросе, но и о более злободневной джентрификации. Опять же, сериал мог идти в эфире еще те же девять-десять лет, если бы не самоповторы, проблемы с качеством последних сезонов и желание отдельных актеров покинуть проект. Наверное, «Бесстыжие» должны были закончиться раньше и более убедительным финалом, но даже смазанная концовка вряд ли изменит фанатское отношение к сериалу.
«Бруклин 9-9» — комедия о работе обыкновенного отдела нью-йоркской полиции — хоть и влюбил в себя огромное количество зрителей, но так и не стал культовым сериалом, как «Офис» или «Парки и зоны отдыха», другие проекты шоураннера Майкла Шура. Впрочем, для нас сейчас важнее то, как закончился сериал, а с этим у Шура никогда не было проблем. Вот и «Бруклин 9-9» в последнем сезоне сначала помучил зрителей неоднозначными, а где-то и совсем провальными эпизодами, например, по-детски рассказывающими зрителю о полицейской жестокости (главная тема прошлого года в США), но в конце концов сделал все, чтобы аудитория захлебывалась слезами в финале, который не только оглядывался на прошлые восемь лет героев, но и смотрел на их будущее.
Сериал с несколько глупым названием «4лен» (в оригинале Pen15) можно без скидок назвать одним из самых недооцененных телепроектов последних лет, точнее, «можно было назвать», потому что в декабре 2021-го он закончился. Произошло это без предварительных анонсов и не из-за низких рейтингов, а по желанию создательниц сериала Майи Эрскин и Анны Конкл, которые приняли максимально болезненное, но правильное решение — уйти на пике формы. «4лен» только прикидывается кринж-комедией (тридцатилетние создательницы играют 13-летние версии самих себя в окружении школьников), но на самом деле это один из самых честных сериалов о взрослении, улавливающий одиночество подростков и их тяжелую жизнь с россыпью страхов (как опозориться перед одноклассниками, так и столкнуться с разводом родителей). Странным образом «4лен» оказывал терапевтический эффект не только на Эрскин и Конкл, которые вернулись к травматичному прошлому, но и на зрителя, вынужденного с ними пережить самый хаотичный и странный этап в жизни человека.