Очередная серия российского цикла новогодних новелл, где на сей раз в центре событий не доброта, а тщеславие, ревность и другие отрицательные чувства
Ушедший из семьи мужчина (Иван Ургант) крадет из зоопарка пингвина, чтобы сделать сыну на Новый год лучший подарок, чем его жена. Двое разгильдяев в новогоднюю ночь ищут елку, которую забыли купить для романтического торжества. Сотрудник нефтяной платформы признается в любви девушке, которая готовится выйти замуж за другого. Под влиянием друга мужчина начинает подозревать жену в измене. Молодые люди учат пожилую женщину искать друзей в социальных сетях. Космонавт на МКС обнаруживает, что на Новый год останется один и без любимых конфет. Приехавшие на праздник видеоблогеры застревают в лифте.
«Ёлки 1914» должны были завершить цикл новогодних комедий Тимура Бекмамбетова, который начался в 2010 году. Но то ли зрители очень просили продолжить эпопею, то ли рекламодатели переживали, что некому в кино на Новый год показывать крупным планом названия их брендов (фирменная фишка Бекмамбетова)… Одним словом, прошлый год студия Bazelevs пропустила, а в этом году «Елки 5» все-таки вышли. К вящей радости тех, у кого без Урганта и Светлакова оливье не лезет в рот.
Другое дело, что если предыдущие «Елки» рассказывали о связях между жителями нашей страны, о взаимопомощи, о «бумерангах добра», то новая картина по сути своей негативна. Какую новеллу ни возьми, она окажется историей о неправильных поступках с не самыми благородными намерениями. Например, герой Урганта так стремится превзойти подарок жены, что сперва берет в долг у друга (Светлаков), затем крадет у этого же друга пингвина, самка которого вот-вот снесет яйцо, потом теряет пингвина, добывает нового, обманув продавца на Птичьем рынке… И так далее.
Еще непригляднее выглядит нефтяник, который сперва после многолетней тайной влюбленности открыто заявляет о своих чувствах в самый неудачный момент, а затем пытается помешать любимой девушке пораньше улететь с работы и успеть на свадьбу. Хорош и герой Гоши Куценко, который так накручивает себя, подозревая жену в измене, что крадет у друга табельное оружие и готовится его применить. Также не вызывают большой симпатии спортсмены-раздолбаи, которые так хотят на Новый год заняться сексом с приглашенными на праздник красотками, что ставят на уши весь город, безуспешно пытаясь то тут, то там похитить елку. И даже, казалось бы, позитивная история о молодых ребятах, которые помогают старухе освоить Интернет, пышет негативом, потому что женщина принимает помощь без благодарности, беспрестанно ворчит и до глубины души оскорбляет помощницу.
Правда, поскольку это все-таки «Елки», все истории подаются добродушно и в самом конце фильма завершаются счастливо. Но лишь герой Урганта извлекает из своего злоключения хотя бы частичный нравственный урок, что нарушает жанровую традицию рождественских историй о нехороших людях и зловредных поступках (см. «Плохого Санту»). Кроме того, несколько финалов выстроено вокруг маловероятных, почти чудесных событий и совпадений, что всегда смотрится хуже, чем естественное и логичное развитие сюжета. Недаром одна из заповедей сценариста гласит, что истории можно начинать с совпадений, но не заканчивать ими.
В общем, складывается ощущение, что авторы «Елок» не хотят выпускать шестую серию и что «Елки 5» создавались в режиме самосаботажа, дабы после них никто не попросил добавки. Но надо отдать Бекмамбетову должное – картина все равно получилась размашистой и довольно забавной, а местами даже смешной (если вы цените туповатый фарсовый юмор). Так что основным требованиям к новогоднему кино «Елки 5» соответствуют, а на шедевральность ни один из фильмов цикла никогда не претендовал.
С 22 декабря в кино.