Об актерах, которые из легкого жанра перешли в драматическое серьезное кино, рассказывается много. Но почему так мало рассказывается об обратной «миграции»?
Лесли Нильсен
Найти сегодня людей, которые хоть что-то знают о карьере Лесли Нильсена в период до 1980-х, непросто – выросло не одно поколение, знающее этого актера исключительно по «Голому пистолету» и «Аэроплану». Однако комические образы пилота и детектива были им взяты неслучайно, до 80-х Нильсен много играл военных и полицейских в самых настоящих серьезных драматических постановках. Да что там копы, Лесли приходилось играть королей и древнеримских сенаторов! Но, увы, в какой-то момент предложения иссякли, и актер был вынужден искать новые способы реализации. Тут-то и пригодилось знакомство с Цукерами и Абрахамсом, мир получил одного из самых ярких комиков в истории кино.
Роберт Де Ниро
Блистательный Роберт Де Ниро делал несколько попыток перейти из драмы в комедию, и не все они оказывались удачными. Случалась с ним «Бразилия», которую сложно назвать смешным фильмом, не обошлось без фильма «Успеть до полуночи», который в первую очередь был все-таки боевиком. Полноценный переход случился только на рубеже веков, когда Де Ниро сыграл бандита-психопата в «Анализируй это» с Билли Кристалом. Опыт продолжился в «Знакомстве с родителями», где Роберту помогал другой яркий комик, Бен Стиллер. С тех пор Де Ниро в юмористических постановках появляется даже чаще, чем в серьезных лентах. Правда, на каждую «Звездную пыль» или «Мой парень псих» у него приходится «Дедушка легкого поведения», но это можно пережить.
Кристофер Уокен
Долгое время в 1980-х и начале 1990-х Кристофер Уокен играл сумасшедших маньяков самых разных типов и видов. Садисты и хладнокровные наемники, бездушные агенты и комикс-злодеи – не было отрицательного персонажа, на роль которого не претендовал бы Уокен. В то время казалось, что актер когда-то выберется из этого водоворота, но Кристофер не таков, он не согласен всю жизнь топтаться на месте. «Мир Уэйна 2» и отчасти «Криминальное чтиво» открыли зрителям другого Уокена, способного улыбаться, а не щериться хищным оскалом. Разумеется, талант актера менять облик с очаровательного добряка на безумного убийцу по-прежнему был востребован, но и в комедии Уокену место нашлось. Разве смотрелись бы без него «Клик: С пультом по жизни», «Шары ярости» или «Семь психопатов»?
Мэрил Стрип
Мэрил Стрип недаром называют величайшей актрисой современности, число ее наград и номинаций не поддается исчислению, а каждый новый фильм оказывается востребован публикой и критиками. Стартовав с отмеченных призами «Охотника на оленей» и «Крамер против Крамера», Стрип «погрязла» в драме настолько, что сам жанр в 80-90-х стал ассоциироваться с ее именем. Путь в комедию у Мэрил был сложным – «Дьяволица» оказалась неудачей, а «Открытки с края бездны» прошли почти незамеченными. Подсластила пилюлю работа у Земекиса в «Смерть ей к лицу», но до середины 2000-х актриса более не рисковала. А вот с «Дьявол носит Prada» началась новая эпоха: «Мамма MIA», «Весенние надежды», «Рики и Флэш» – теперь звезду уже не остановить.
Алан Рикман
Несколько грустно от того, что Алана Рикмана массовый зритель знает исключительно по образам Ханса Грубера или профессора Снегга (ах да, еще шериф Ноттингемский – для тех, кто постарше). На самом же деле Рикман имел блистательное актерское образование и являлся членом Королевской Шекспировской компании, престижнейшего британского театрального объединения. Свои драматические способности актер проявлял и на большом экране, пока в 1999 году Кевин Смит не решил посмеяться над религией в своей картине «Догма», где Рикман исполнил роль бесполого Архангела, несущего глас божий. Частыми последующие отлучки актера в комедии не назовешь, но тем ценнее его работа в «Автостопом по галактике», «Клубе CBGB» и «Гамбите».
Джефф Бриджесс
Джефф Бриджесс – верный наследник талантов своего отца, он способен заявить о себе в любом жанре, за который возьмется. Однако в период с 1970-х до конца 1990-х Бриджесс-младший чаще появлялся в серьезном кино, изредка отвлекаясь на фантастику и мелодрамы. Чудо случилось в 1998-м, когда на экраны вышел скромный фильм «Большой Лебовски», в нем актер воплотил на экране целый пласт американских бездельников, ожидающих, лежа на диване, когда на них свалится счастье. Очаровательный получился герой. И очень смешной. Повторить успех Чувака Бриджесс даже не пытался, хотя и сыграл в «Безумном спецназе» и «Как потерять друзей и заставить себя ненавидеть» – чудаковатых комедиях, увы, не столь харизматичных, как фильм Коэнов.
Алек Болдуин
Вряд ли после просмотра картины «Гленгарри Глен Росс» можно было сказать, что Алек Болдуин способен кого-то рассмешить, несмотря на то что его персонаж в фильме старался острить к месту и не к месту. И особенных намеков на комедийность не было, на ранних этапах карьеры Болдуин чаще оказывался в образе героев боевиков вроде «Охоты за “Красным Октябрем”» или в костюме романтического влюбленного, как в «Прелюдии к поцелую». Казалось, в большой комедии Алеку места нет, но он и не стал ломиться в закрытую дверь. Новую грань своего таланта актер продемонстрировал на ТВ в знаменитом шоу «Субботним вечером в прямом эфире», причем его работа так понравилась зрителям и продюсерам, что Болдуин на семь лет был «зафрахтован» в сериал «30 потрясений», где ему приходилось противостоять на юмористическом ринге Трейси Моргану. И схватки не всегда заканчивались победой последнего.
Джонни Депп
В начале своей карьеры Джонни Депп находился на серьезном распутье, и первые его роли скорее настраивали на драматичный, серьезный лад. Небольшая роль во «Взводе», «Плакса» и даже «Джамп-стрит, 21» не особенно располагали к смеху. Говоря откровенно, «Эдвард – руки-ножницы» и «Бенни и Джун» показали Джонни не столько комедийным, сколько грустно-фриковатым актером. Впрочем, эта причудливость сослужила Деппу отличную службу, он стал главным голливудским чудаком, в меру смешным, в меру грустным. Откровенные комедии в карьере Джонни Деппа случаются нечасто, он сторонник смешанных жанров, но порой его появление в кадре вызывает настоящий хохот, как, скажем, главная роль в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» или камео в «Мачо и ботан» и «Бивне».
Джон Си Райли
Однозначно называть Джона Си Райли драматическим актером – это перебор, но вы должны согласиться, его работы у Скорсезе в «Бандах Нью-Йорка», у Пола Томаса Андерсона в «Магнолии» и у Терренса Малика в «Тонкой красной линии» вызывают восхищение, по ним будут помнить об этом актере. Но не только. Неожиданно колоритный тандем Райли со своим «злым близнецом» Уиллом Ферреллом породил немало поводов для смеха. Джон Си Райли раскрылся в совершенно неожиданном амплуа, и теперь его гораздо легче увидеть в кино в качестве очаровательного толстячка, порой нелепого, порой излишне наивного. От «Рикки Бобби: Короля дороги» до «Если твоя девушка – зомби» – у Райли всегда есть для вас шутка или нелепый гэг.
Эдвард Нортон
Эдвард Нортон – настоящая находка для любого постановщика, он способен оживить любой образ, каждому характеру придать легкость и гибкость. Со своих первых фильмов Нортон заработал звание наследника Марлона Брандо и Роберта Де Ниро, и драматическое мастерство его от картины к картине только росло. Для того чтобы испытать себя в комедии, Эдварду Нортону потребовалось самому стать режиссером, его «Сохраняя веру» – одна из самых недооцененных картин своего времени. Как недооценена и следующая актерская работа Нортона – «Убить Смучи». Сейчас комедийная сторона актера активно разрабатывается Уэсом Андерсоном, да и в «Бердмане» Нортон переигрывает заправского комика Зака Галифианакиса.